Продолжение 3
Гравюра с изображением Б.П. Шереметева подтвердила, что в работах Никитина, во-первых, нет случайных, лишенных смысла элементов. Во-вторых, вводимые им знаковые образы и символы могут не иметь призрачного, «фантомного» вида. Они могут быть явными, зримыми, но весьма и весьма изощренными.
Сформулированный выше тезис об «эквиваленте подписи Никитина» имеет практическое приложение - атрибуционное. Его иллюстрирует еще одно произведение живописца, хранимое в «усадьбе Кусково». Там оно числится работой неизвестного художника, под странным названием «Портрет неизвестного в костюме потешных войск» (ил. 31). Он демонстрировался в 2016 году на выставке «Петр I. Время и окружение» в Михайловском замке, (поставленный, увы, прямо на пол, по ходу зрителей, как символ своего печального бытования).
Ил. 31. «Жанровый» портрет Петра I. Ок. 1705. Усадьба Кусково
В данной ранней живописной работе Никитина очевидно влияние его амстердамского ученичества. Портрет монарха-самодержца поражает своей истинно голландской жанровой реалистичностью, в нем нет и следа идеализации черт лица и героизации всего облика. А в позе нет и грана монаршей величавости.
Во всей галерее прижизненных портретов Петра I место данного изображения царя — уникально. Оно радикально отличается правдивостью от всех известных прижизненных и посмертных портретов Петра I. Иван Никитин этим «адекватным» портретом, несомненно, писанным с натуры, предоставил нам единственную возможность увидеть через три столетия подлинный, не приукрашенный, облик Петра I - в расцвете его сил.
В резком повороте головы изображенного, в его позе содержится след предыдущего движения. Перед нами прямо-таки жанровая сцена паузы, вдруг возникшей во время буйной «соборной» пирушки — так смачно поблескивают не обтертые губы и лоснящийся подбородок кавалера. Словно какой-то караульный офицер, прожевав добрый кусок, изготовился произнести заздравное слово на шумном пиру. Но нечто заставило кавалера застыть, не завершив поворот корпуса.
Кто-то окликнул? Да нет, его взгляд не вопросителен, он даже не сфокусирован на внешнем объекте: кавалера остановила собственная мысль. Это она, острая, заставила отвлечься от суетного окружения. Кавалер уже выпил изрядно, по лицу от носа пошел растекаться багровый румянец. Но крепкая голова сохраняет кристальную четкость мысли: светел и сосредоточен взгляд его глаз с фарфорово — ярким белками. Именно глаза, отметим особо, буквально притягивают внимание зрителя.
Можно не сомневаться в том, что перед нами очень крупная личность. Черты его лица свидетельствуют об уверенности в себе, твердой воле и плотоядной жизненной силе. И его не волнует, как отнесется застольная компания к внезапному уходу кавалера в свои мысли.
Фигура царя изображена «по-голландски» статичной, совершенно лишенной даже намека на движение в данный или следующий момент. Его лицо мимически нейтрально.
Но все перечисленное не является данью каким-то стилистическим канонам, а точно соответствует авторскому замыслу, концентрируя внимание зрителя, повторим, на глазах изображенного. На живописном портрете молодого Петра I (ил. 31) они, светлые, яркие, живут на потемневшем и покрасневшем лице с не утертыми чувственными губами - отдельно от него, совершенно трезвой жизнью.
Только юношеской дерзостью и длительным отрывом от реалий отечества можно объяснить появление на лице изображенного монарха неожиданного и страшноватого красно-коричневого пятна, расплывающегося на державном лице. Оно не может быть ничем иным, кроме как знаковым символом, и не фантомным, а вполне зримым. Напомним кратко наши соображения о его назначении45.
Прошло шесть лет с момента, когда в мае 1698 года подросток Иван имел возможность в Амстердаме близко наблюдать царя Петра. Теперь же, только что вернувшись в неузнаваемую Москву, возмужавший живописец мог судить о фигуре Петра I только по рассказам своих родных, сплошь московских священнослужителей. Вряд ли стоит сомневаться в том, что они являлись глухими противниками и церковной реформы, и нашествия в оплот православия толп иноверцев, и образа жизни самодержца.
А случившийся в 1705 году астраханский бунт стрельцов, (с расправой над воеводой Ржевским, убийствами старших офицеров, погромами домов начальства, кличем идти на Москву) не мог не воскресить в Москве видений жутких публичных казней стрельцов в 1698–1699 годах. (Иначе трудно было бы объяснить апокалиптические предсказания на гравюре Никитина тех ужасных бедствий, которые и в самом деле обрушит на астраханских мятежников собравшийся в поход фельдмаршал Шереметев).
Это антихристов угольно-багровый свет дал рефлекс в нижнюю часть лица чернорукого царя на портрете — как отблеск пытошных углей под несчастными стрельцами.
Ил. 32. От парсуны к европейскому портрету-картине
Ил. 33. Сравнение изображений
Ил. 34. Фантомные образы на портрете-картине
6.1 О позиции администрации Русского музея
Или: «среди произведений Ивана Никитина лишь три имеют автограф мастера». Это какие же, три работы с личными автографами Никитина? Вопрос не праздный и не мелкий.
Из всего множества картин, созданных им за 30 лет активного творчества, сегодня мы располагаем только одной работой Никитина, 1714 года , подписанной им самим. Да еще одна, 1726 года, имеет надпись в стилизованной архаике о его авторстве на обороте холста, (неизвестно кем и когда нанесенную и воспроизведенную при его дублировании). Работа же "Портрет казака в красном" 1715 года известна лишь по посредственной довоенной черно-белой фотографии.
Пойдем дальше по обсуждаемой статье. Быть может, безапелляционное указание Г.Н. Голдовским неизвестной науке даты рождения Никитина - «ок. 1690» -. объясняется простой недооценкой работы с архивными источниками петровского времени?
Открытие даты рождения Ивана Никитина можно было бы посчитать сенсационной заслугой специалистов — историков по петровскому времени. Но любой из них, прежде чем взяться писать об Иване Никитине, конечно, ознакомился бы с вышеупомянутым трудом С.О. Андросова 1998 года, где показана полная неизвестность науке даты рождения Никитина.
Напротив, выше мы показали, что документальные свидетельства делают самой вероятной датой рождения Ивана Никитина именно 1685 год, уверенно, попутно сообщим, обозначенный еще в конце XIX века весьма ученым архивистом П.Н. Петровым48.
Объективно, аргументом к его практической полезности может служить только то, что подобное изобретение даты рождения подспудно "отрезает" наш базовый тезис об амстердамском ученичестве Никитина с 1698 года - за его малолетством. Манера, оправданная в хитросплетениях беллетристических интриг, но не в наукообразных текстах49.
Но продолжим изучать статью Г.Н. Голдовского. В ней, помимо прочего, содержится комплиментарная оценка роли в искусствознании не только серьезных ученых прошлого, что естественно, но и С.В. Римской-Корсаковой, что необычно — касательно собственных сослуживцев - в подлинно научных кругах: Вот эти удивительные строки:
Та часть дискурса С.В. Римской-Корсаковой, в которой приводятся технологические данные картин, определенные аппаратурными методами (при условии чистоты измерений) представляет несомненный научный интерес. Но методология их интерпретации и категоричность итоговых выводов вызывают большое сожаление.
Под вопрос ставлю именно методологию, а не набор случайных оговорок и неувязок, которые следует просто проигнорировать. Имеются в виду:
Другой пример демонстрирует и неизменность, и не случайность методологии С.В. Римской - Корсаковой. В книге 1984 года «Андрей Матвеев» читаем52:
«И. Никитин на протяжении всей творческой жизни (на примере известных его портретов) придерживался неизменной методики письма».
Превентивная оговорка «на примере известных его портретов» характерна, она показывает понимание сути и всей серьезности проблемы. И критика в моих книгах методологии заключений в конкретных текстах С.В. Римской-Корсаковой имела исключительной причиной понимание катастрофичности их последствий. Таких, как - второй пример - изгнание из эталонного ряда Никитина замечательного портрета П.П. Шафирова в ЯХМ (ил. 36).
Ил. 36. Портрет П.П. Шафирова. ЯХМ
По нашему мнению, у человека, знакомого с представленной выше художественной манерой Ивана Никитина и с его глубоким и сложным мышлением, не может быть и тени сомнения в авторстве этого художник. Хотя бы по той причине, что в России при жизни Шафирова и близко не было живописца, способного создать подобное произведение.
Напомним кратко об этом портрете-картине, которую мы уже подробно обсуждали53. Судя по ряду деталей изображения, работа была выполнена живописцем после помилования барона П.П.Шафирова и крушения его ярого врага, имперского светлейшего князя, рейхсмаршала и генералиссимуса морских и сухопутных войск А.Д. Меншикова.
На той картине, наконец, есть и чисто никитинский знаковый символ, придающий динамику статичному изображению: появление в моменте из рукава спрятанной в нем кисти руки — с шевелящимися пальцами. То ли мгновенно обратится кисть в кулак, что приложится к лику врага, то ли прославленный мздоимливый сребролюбец готов потереть большой палец об указательный, то ли сложатся вот-вот эти пальцы в кукиш, которым лукавый иудей-выкрест сейчас и перекрестится. Хранение даже одной подобной вещи прославляет музеи.
Может, конечно, возникнуть вопрос, а нужно ли вообще автору этих строк тратить время вот на подобные разборы? В данном случае, к сожалению, и необходимо, и неизбежно - ввиду практических последствий для собирания наследия Ивана Никитина указанных работ С.В. Римской-Корсаковой.
В течение почти полутора столетий, до появления наших работ, лучшие специалисты пытались идентифицировать изображенного на портрете. Диапазон гипотез о персонаже, включая его этническое происхождение, был очень широк. Люди инстинктивно понимали сложность и глубину образа, но без его персонификации не могли, естественно, продвинутся дальше расплывчатых, самых суммарных, трактовок.
Со своей стороны, показателен неопределенностью, с ноткой растерянности, текст самих хранителей полотна, в «Виртуальном Русском музее», (возможно, принадлежащий С.В. Моисеевой):
«В XIX веке портрет считался изображением гетманов: И. С. Мазепы, П. Л. Полуботка, И. И. Скоропадского, Д. П. Апостола. Исследователями высказывалось предположение о том, что на портрете представлен литовский гетман граф Казимир Ян Сапега, ....
Безусловная идентификация изображенного затруднительна. Чин, указанный в надписи на портрете (напольный гетман), характерен скорее (?-В.Г.) не для Украины, а для Польши и Литвы....
В последние годы высказывалось предположение о том, что «Портрет напольного гетмана» — автопортрет Ивана Никитина. ...
Определение авторства И. Н. Никитина впервые было сделано в конце XIX столетия, в дальнейшем не оспаривалось … .
На портрете неизвестного предстает почти трагический образ, находящегося наедине с собой, думающего горькие думы человека. Его запавшие глаза с покрасневшими веками напряженно всматриваются не вдаль, а вглубь себя. Никитин в создании этого образа выступает как большой мастер, которому под силу сложные психологические характеристики».
Действительно, портрет в ИАХ долгое время считался изображением Ив. Мазепы. В 1872 году проф. А.И. Сомов приблизился к истине, назвав вероятные время и место создания: Москва, 1722 г. Указал он, правда, на гетмана И.И. Скоропадского55. Нам удалось установить личность изображенного, доказательно подтвердить атрибуцию Никитину, и восстановить обстоятельства и время создания этой незаконченной вещи: конец лета 1723 года, в период «московского сидения» Ивана Никитина.
Одна из причин очень высоких, хотя и расплывчатых, оценок портрета специалистами виделась в его подспудном эмоциональном воздействии на зрителя. Нам же, принимая авторство Никитина, но лишь как гипотезу, следовало искать на полотне материализованные следы именно никитинского художественного мышления, его живописные приемы, вызывающие тот самый интуитивный отклик.
На ней изображен «мятежный» черниговский полковник Павел Леонтьевич Полуботок, трагически закончивший свои дни в 1724 году, в Петропавловской крепости. Вот он-то, как мы показали, действительно являлся де факто «напольным» гетманом в период работы Никитина над портретом.
В 1723 году фрондировавший в Малороссии Павел Леонтьевич Полуботок, получив в Глухове срочный вызов царя в Петербург, на целый месяц, без видимой причины, задержался в Москве, несомненно, терзаясь мрачными предчувствиями56. Именно там и тогда должен был начать Иван Никитин работу над его портретом57, оставшимся незавершенным.
Ил. 39. Письмо из Эрмитажа от 26.09.2019
7.1 О специфике исследований по теме Ивана Никитина
В уверенности, что мои размышления по теме Никитина будут с интересом продолжены, позволю себе один - два совета будущим исследователям. Они, быть может, сэкономят время и сократят пути.
Следовательно, стали неизбежными самостоятельные исследования по первоисточникам биографии живописца, сплошь зиявшей лакунами. Когда стала понятна, например, выдающаяся роль в его судьбе «иллирийского» графа С.Л. Владиславича-Рагузинского, потребовалось заполнять бреши и в совершенно фантастической биографии последнего.
8.1 Об одном методе атрибуций Ивану Никитину
«Так, «Напольный гетман» написан поверх каких-то рабочих набросков: небольшого размера голов в профиль и в фас, плохо различимых на рентгенограмме...».
На выделенном фрагменте на плаще Венеры выставленный вперед смертоносный «бивень» намечен коротким размашистым желтым мазком. Получается, и здесь Иван Никитин уловил нюанс "гибридизации" образа в античной поэме Овидия.
Смущает только какая-то общая незлобивость зверька, виновато прячущего голову под складку плаща, его фигурка, как бы приподнявшаяся на задних лапках, - как тот кабанчик в эрмитажной группе Джузеппе Маццуола (ил. 19а). Мы можем предположить, что на холсте зафиксировался на века важнейший момент творческого процесса Ивана Никитина, его колебания в выборе сцены гибели Адониса. Суровый вариант Овидия? Сентиментально-слащавый сюжет Феокрита?
Желаю успеха читателю на данном, далеко не законченном, пути.
© В.П.Головков, 08.01.2022.