Живописец Иван Никитин
Сайт историка искусства
Головкова Владимира Павловича
ДОКУМЕНТЫ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
КОНТАКТЫ

                                                  7.7. Поиск следов картины в описи 1818 года (с. 203-204)

В рассмотренных документах есть одна нестыковка, которые мы не можем оставит без внимания. Строганов в своем письме в Академию по поводу дарения картин Полидоро недвусмысленно указал на их апулеевы сюжеты. Учитывая чрезвычайную редкость картин этого художника, они, без сомнения, суть те, что находятся сегодня в Эрмитаже и числятся в его Каталоге 1976 года под номерами 4571 и 4572. В сопроводительном к ним тексте указано, как помним, что они действительно поступили в Эрмитаж из Академии художеств.

Проблема в том, что Строганов подарил эти вещи Академии в 1805 году, а в каталожной справке ГЭ утверждается, что они были переданы ей Николаем I только в 1832 году. Там же отмечено, что эти вещи находились "ранее в коллекции Е. Сапеги в Гродно".

Быть может, тут кроется ошибка эрмитажных специалистов? Но две работы Полидора да Караваджо отмечены и в Каталоге картин ИАХ А. И. Сомова 1874 года39. Поскольку он дает, по своему обыкновению, детальное описание сюжетов, не остается сомнений —речь идет об одних и тех же работах.

А. И. Сомов, чей научный авторитет незыблем, указывает и ту же дату поступления вещей в ИАХ —1832 год, и тот же провенанс —коллекция Е. Сапеги. Нам необходимо разобраться в очевидном несоответствии дат и источников поступления этих вещей в ИАХ, поскольку оно влечет за собой важные последствия.

Из него вытекает, прежде всего, очевидный факт: в интервале времени от 1805 года до 1832 года картины временно покидали стены академии художеств. Это было возможно только в том случае, если они были проданы через академическую факторскую. Любой иной исход был бы в силу своей экстраординарности отмечен в документах ИАХ. Невозможно допустить и мысли о том, что такое могло произойти при жизни А. С. Строганова. Как и то, что распоряжение о продаже работ ренессансного художника, к тому же подаренных чтимой памяти президентом, было отдано достойным наследником этого поста А. Н. Олениным.

Следовательно, картины были проданы от сентября 1811 года, когда умер простудившийся Строганов, до вступления в должность Оленина в мае 1817 года, то есть во времена жесточайшего финансового кризиса Академии при Чекалевском. Кому же? Очевидно, польско —литовскому магнату Франтишеку, отцу "Е. Сапега"  (Евстафий Каэтан Сапега)40. Он-то мог предложить хорошие деньги за скучные гризайли.  Франтишек Сапега, знаток и собиратель предметов искусства, без сомнения, знал им настоящую цену.

Указанные факты влекут за собой императивный вывод —к 1818 году, когда Ухтомский завершал работу над своей описью, картин Полидоро да Караваджо уже не могло быть в собрании картин ИАХ.

И тем не менее, имя этого художника  фигурирует в документе Ухтомского, притом в необычном для данной описи формате. Эта вторая нестыковка имеет для нас фундаментальное значение.

Яндекс.Метрика
В.П. Головков © 2014