Живописец Иван Никитин
Сайт историка искусства
Головкова Владимира Павловича
ДОКУМЕНТЫ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
КОНТАКТЫ

9. Венецианские живописцы. Джованни Баттиста Пьяцетта (с. 73-77)

Вряд ли можно сомневаться в том, что в Венеции Иван Никитин интересовался не только мастерскими скульпторов и собраниями картин и фресок в церквях. Особо его должна была привлекать возможность побывать в мастерских венецианских живописцев.

Если документальные данные о пребывании Никитина в Венеции почти отсутствуют, то свидетельств о живописцах, работавших в Венеции в первой четверти XVIII века, предостаточно. Поскольку мы можем точно зафиксировать время пребывания Никитина в Венеции, открывается возможность оценить ту конкретную обстановку в художественных кругах в Венеции, в которой он очутился. Что он там мог увидеть в тот год, чему научиться? Какими были тогда в Венеции художественные вкусы и тенденции? Из анализа вытекает, что выбор у Никитина в тот год был весьма не велик. Покажем, что фактически он сводился лишь к мастерской Джованни Баттисты Пьяцетты.

Общим местом является характеристика венецианской живописи XVII века как периода посредственности между блистательными эпохами венецианского искусства XVI и XVIII веков.

Такие художники, как Доменико Фетти (1589-1623), немец Иоганн Лисс (1595-1629), Бернардо Строцци (1581-1644), наиболее значительные живописцы, работавшие в Венеции в первой половине XVII века, как и Алессандро Варотари (Падованино, 1590 - 1650)73, Франческо Маффеи (1605-1650) , а также уже упоминавшийся Пьетро Либери (1605-1687) - не были живописцами первого ряда.

В сущности, в XVII веке в Италии Венеция превратилась в художественную провинцию.

Во второй половине XVII века академический стиль постепенно вытесняется барокко, а затем и рококо, одним из первых и ярких представителей которого был Себастьяно Риччи (1659-1734). Творчество Себастьяно Риччи явилось своеобразным мостом в "золотой" XVIII век венецианской живописи.

С 1671 по 1687 гг. Риччи учился в Венеции у малоизвестных художников, затем работал в Болонье, Риме, Милане. В 1698 году Риччи возвращается в Венецию и время от времени покидает пределы республики, чтобы исполнить очередной престижный заказ.

В 1706—1707 годах во Флоренции Риччи выполнил две важнейшие работы. Он создал большую серию фресок на мифологические сюжеты и аллегории в Палаццо Маручелли-Фенци. В Палаццо Питти он создал фреску "Венера и Адонис". Если в своих ранних работах он использовал приёмы сильной светотеневой моделировки фигур, воспринятой от мастеров Венеции академического направления XVII века

(т.н. tenebrosi), то его фреска "Венера и Адонис" в Палаццо Питти отличается более ярким цветом и светоносностью. (Эти работы принесли Риччи европейскую славу).

Её, вероятно, видел позднее во Флоренции в Палаццо Питти Иван Никитин, пользовавшийся покровительством "дуки флоренского" Козимо III.

Однако, начало подлинного расцвета венецианской живописи XVIII века приходится на середину 1710-х годов, когда появились первые работы последнего великого венецианца Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770).

Как помним, нас интересует обстановка в художественной среде Венеции в совершенно конкретный отрезок времени пребывания в Венеции Ивана Никитина - от 28 июня 1716 года по 17 июля 1717 года.Себастьяно Риччи уже давно нет в Венеции. В 1712 году он вместе с племянником и учеником Марко уезжает в Лондон. Там вдвоём они создали серию из восьми полотен на мифологические сюжеты для лорда Берлингтона. Пробыв в Англии четыре года, Риччи переезжает в Париж. По всей вероятности, Риччи вернулся в Венецию уже после отъезда Никитина во Флоренцию. По разным причинам отпадают и другие венецианские художники того периода.

Проживал в Венеции в том году Антонио Мариа Марини (1668-1725), художник ландшафтов, бурь и сражений. Но, как сообщают источники (Melchiori; Pietrucci), уже к 1700 году он перестал писать ввиду инвалидности. (Впрочем, есть указания на то, что Марини работал вплоть до 1711 года). Франческо Фонтебассо, будущему мастеру венецианской школы, ещё только 7 лет.

Каналетто, будущий ведутист, мастер городского пейзажа в стиле барокко, ещё учится живописи у своего отца Бернардо Каналя, театрального художника, и помогает ему оформлять спектакли в театрах Венеции.

Гаспаре Дициани приобрёл известность позже, в 1730-е годы. Ранее работал театральным художником во многих венецианских театрах. В 1717 году он был в Мюнхене, в 1719 был активен в Риме. Я. Амигони и Дж. А. Пеллегрини в Венеции тогда не работали. Пеллегрини в то время был в Германии, затем в Голландии, а Амигони путешествовал по Европе. Витторе Гисланди с 1702 гг. работал в Бергамо. Розальба Каррьера, художница и миниатюристка, приобрела известность уже во Франции, куда она переехала в 1720 году.Три брата Гварди - Джованни Антонио, Франческо и Никколо - в тот год были ещё очень молоды, как и Джузеппе Цайс, и Пьетро Лонги, и Марианна Карлеварис. Посредственный художник Лука Карлеварис писал в Венеции архитектурные пейзажи и марины. Джованни Баттиста Питтони выполнял в тот период свои первые работы, в которых ощущается сильное влияние Пьяцетты. Джованни Баттиста Крозато создал свои значительные работы позже, в Турине. Ранее он был известен скорее как театральный художник. Только с 1718 года имя веронца Антонио Балестра, писавшего на евангелические темы, упоминается в гильдии венецианских живописцев.

В этот год (1716-1717) в Венеции работает лишь один значительный, уже признанный художник. Это Джованни Баттиста ПЬЯЦЕТТА (1683-1754). Он на пять лет старше Ивана Никитина. Исследователи единодушны в том, что именно Пьяцетта был тогда наиболее авторитетен для молодых венецианских художников. Поэтому, рассматривая влияние венецианских живописных мастеров на Никитина в тот год, следует указать именно на Джованни Баттиста Пьяцетту.

Пьяцетта был талантливым живописцем, обладавшим выраженным художественным "почерком". Определив его характерные черты в тот период, который исследователи называют ранним, имеет смысл посмотреть, нет ли следов их влияния в рассматриваемой картине "Венера, раненная стрелой Амура".

Пьяцетта учился в Венеции в мастерской Антонио Молинари, а в 1705-1711 годах - у Джузеппе Креспи в Болонье, испытав сильное влияние этого крупного художника. В 1711 году Джованни Баттиста Пьяцетта вернулся в Венецию, где и продолжал работать до смерти с небольшими перерывами.

Творчеству Пьяцетты посвящено большое число работ. Он - художник переходного времени. Его натурализм сродни искусству Караваджо и Гверчино. Особенностью образов Пьяцетты является то, что они неизменно романтичны, в них звучит тонкий поэтический мотив.

Как известно, для ранних работ живописца Пьяцетты, сына скульптора по дереву Джакомо Пьяцетты, характерно ощущение скульптурности форм, подчёркнутое резкими светотеневыми контрастами. Как раз при помощи сильной светотеневой моделировки художник достигал напряжения в сценах и рельефности изображаемых фигур. Они у него приобретают конкретность и реальность именно благодаря драматическому использованию света. Это видно в его ранних алтарных картинах ( Св. Иаков, ведомый на казнь, 1722, Венеция, церковь Сан Стае, Илл. X в галерее сайта), где он использует светотеневую лепку, применяет технику пластически весомой барочной живописи.

В его ранних работах видно преобладание красновато-коричневых тонов, в них тёмный, почти пустой, фон. Доминируют пятна почти черных теней, привносящие драматизм в представленные сцены. В изображении фигур и лиц очевидны элементы натурализма.

В упомянутой работе 1722 года, как и в его последующих работах 20-40-х годов виден излюбленный мастером барочный прием движения фигур в композиции снизу вверх по диагонали.

Все отмеченные особенности раннего художественного метода Пьяцетты видны в его работах, созданных в Венеции с 1711 по 1718 гг. (Они датируются лишь приблизительно. Работал художник медленно, возвращался к своим произведениям, внося изменения, на первый взгляд, незначительные). Во время своего годичного пребывания в Венеции Иван Никитин должен был их видеть. Возможно, он наблюдал процесс создания в мастерской Пьяцетты в том самом 1716-1717 году произведений "Жертвоприношение Исаака" (Илл. VIII в галерее сайта) и "Явление Деве Ангела-хранителя" (Илл. IX в галерее сайта), где также присутствуют все упомянутые черты почерка художника.

Позднее Пьяцетта перешел от резких контрастов в "Св. Иаков, ведомый на казнь (Илл. X в галерее сайта) к более богатой модуляции цвета и света. Цветовая гамма произведений Пьяццетты становится светлее и богаче, а их настроение – более спокойным и созерцательным.

Ранее мы отмечали среди характерных особенностей живописи на обсуждаемом холсте "Венера, раненная стрелой Амура" - элементы натурализма (голова Амура), светотеневые контрасты, пластическую лепку светом фигур, тёмный скупой фон, поэтическое воплощение драматического сюжета. Наблюдатель видит изображение на этом холсте справа снизу, в композиции снизу вверх по диагонали из нижнего правого угла холста. Всё перечисленное характерно для чёткой творческой манеры Джованни Баттисты Пьяцетты в период, включавший "никитинский" год в Венеции. Отсюда вытекает, что на нашем холсте влияние Пьяцетты вполне ощутимо.

Из этого вовсе не следует, что обсуждаемый холст является подражательной работой. Действительно, если, например, на картине Пьяцетты Св. Иаков, ведомый на казнь (Илл. X в галерее сайта) диагональ из нижнего левого угла задаёт направление физического движения, то на нашем холсте диагональ из нижнего правого угла, сопровождаемая наклоном фигур Амура и Венеры, определяет движение во времени, "вдоль" сюжета Овидия. Взгляд наблюдателя, перемещаясь справа снизу от "первого плана" - крупных затенённых складок плаща Венеры внезапно попадает в область яркого света, где встречает стрелу Амура, узел сюжета. Затем, - посмотрим внимательно на картину - следуя этой диагонали, взгляд оставляет где-то внизу большую голову Амура и попадает в мир Венеры, уже почувствовавшей действие любовного жара, а её отрешённый взгляд передаёт предчувствие трагического конца. Ещё выше по диагонали в поле зрения попадает взметнувшаяся накидка цвета пенящихся капель крови Адониса. (Интересно отметить такую же диагональ в поздней работе Никитина "Портрет барона Сергея Григорьевича Строганова", Илл. XI в галерее сайта.)

Джованни Баттиста Пьяцетта воспитал целую плеяду талантливых живописцев. Говоря современным языком, он был выдающимся педагогом. Об этом свидетельствуют произведения его учеников - Джузеппе Анджели, Джулии Лама, Франческо Капелла. Все они испытали сильное влияние Пьяцетты. Как и Джованни Баттиста Питтони.

Как и - в своих ранних работах - Джованни Баттиста Тьеполо, самый крупный мастер венецианской живописи XVIII века. 

Яндекс.Метрика
В.П. Головков © 2014