Живописец Иван Никитин
Сайт историка искусства
Головкова Владимира Павловича
ДОКУМЕНТЫ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
КОНТАКТЫ

11. Ранние каталоги ИАХ

П.Н.Петров мог неправильно интерпретировать смысл некоторых архивных документов, или недостаточно чётко его изложить в своём тексте 1883 года. Но и Петров, и Айналов были добросовестными учёными, не способные злонамеренно придумать и опубликовать тот или иной факт.

Тем не менее, сведения Петрова о поступлении картин Никитина в ИАХ из канцлерского дома М.И.Воронцова признаются ошибочными авторами Каталога ГРМ 1998 года. С указанным каталогом, на наш взгляд, вовсе не следует безоговорочно согласиться. Но отложим рассмотрение этой спорной темы до конца главы.

На данном этапе принципиально важно лишь то, что в 1773 году в Академии художеств доподлинно находились вышеперечисленные три бесспорно никитинские работы. Была там, как будет доказано в конце данной главы, и переданная именно М.И.Воронцовым копия рафаэлевской Madonna della sedia. Возможно, эта копия представляет собой след «итальянского багажа» Ивана Никитина.

Находились ли в собрании Академии работы Ивана Никитина на мифологические темы из его "итальянского багажа" - на этот вопрос могут, возможно, ответить сохранившиеся ранние каталоги собрания картин Академии художеств.

Всего нам предстоит изучить 4 сохранившиеся каталога, охватывающих историю академического собрания картин от основания ИАХ в 1757 году до 1874 года:
1. Каталог К.И.Головачевского 1773 года, рукописный, включающий 329 позиций до раздела "Каталог разным бюстам и барельефам".
2. Каталог А.Г.Ухтомского 1818 года, рукописный, включающий 595 позиций до раздела "Вновь поступившие в 1812 году".
3. Каталог 1842 года, первый печатный, включающий 688 позиций.
4. Каталог А.И.Сомова 1872 - 1874 годов.43

Поскольку мы вплотную подошли к центральной проблеме - отыскания в ранних описях Академии художеств следов картин Никитина из его "итальянского багажа", нам предстоит скрупулёзный анализ текстов этих документов. Но чтобы правильно их "прочесть", необходимо ясно представлять себе общее положение дел в ИАХ в соответствующие отрезки времени, те условия, в которых находились их составители и личные особенности этих людей. Достоверно представить обстановку в ИАХ помогут архивные документы академии, изученные и опубликованные под руководством П.Н.Петрова в 1864 году.44

Начнём с установления системы, которой придерживались авторы указанных документов при их составлении. Покажем, что и Головачевский в 1773 году, и Ухтомский в 1818-м просто следовали порядку расположения вещей в залах академии.

Это доказывается "от противного" фразами, которыми авторы следующей по времени описи - "Указателя" 1842 года - открывают свой первый печатный каталог:

"Ежегодное приращение музеума Академии побуждает весьма часто перемещать произведения из одной залы в другую. Следовательно, Указатель, составленный по порядку зал, был бы годен для употребления на самое короткое время. Эти причины побудили расположить Указатель по именам художников и по названиям предметов, потому что, как те так и другие, не могут подвергнуться ни каким изменениям."45

Подразумевается, очевидно, что их предшественники составляли свои описи просто "по порядку зал". Косвенно упрекнув авторов предыдущих рукописных каталогов, "составленных по порядку зал", авторы "Указателя" заявляют о систематическом характере своей собственной работы. В ней материал сгруппирован в алфавитном порядке фамилий художников и искусствоведческих терминов. Исключением является литера "Ж", куда под термином "живопись" помещена собственно опись академического собрания картин, вероятно, составленная ранее, причём в соответствии с тем самым осуждённым и отвергнутым принципом - "по порядку зал".

(Невозможно сослаться на какую-либо страницу "Указателя" 1842 года - они не нумерованы). 

Яндекс.Метрика
В.П. Головков © 2014