Живописец Иван Никитин
Сайт историка искусства
Головкова Владимира Павловича
ДОКУМЕНТЫ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
КОНТАКТЫ

16. Архивное дело 1818 года (с. 112-114)

Мы переходим к центральному моменту данной главы – к анализу «Описи Ухтомского 1818 года». Предшествующие сведения представляли собой, по сути, необходимый подготовительный материал.

"Опись Ухтомского" входит в состав архивного дела «О представленной библиотекарем Ухтомским описи принятых им вещам, хранящимся в Библиотеке Академии. Июль 1818.» (Библиотекарь по должности являлся хранителем картин, рисунков, скульптуры, гипсов, эстампов и книг).

Рассмотрим структуру дела. Оно открывается рапортом Ухтомского Совету академии от 11 июня 1818 года:

"Все вещи, хранящиеся в библиотеке под ведением библиотекарьскаго помощника Антонелли по описи принял, которую за подписанием моим и помощника представляю."67

За ним следует выписка из решения Совета ИАХ по этому рапорту и копия письма А.Н.Оленину министра народного просвещения князя А.Н. Голицына.

Завершает архивное дело документ под названием "Каталог всем вещам ИМПЕРАТОРСКОЙ Академии художеств, находящихся в ведении Библиотекаря". Он и известен как "опись Ухтомского 1818 года".

Предваряющие эту опись тексты заслуживают отдельных комментариев. В своём рапорте А.Г.Ухтомский так описал состояние принятого им художественного имущества: "1. Картины всякого звания, от употребления ли пользователей, или от других причин многия повреждены, из коих некоторые прорваны, другие замороны красками, иные же не имеют и принадлежащих им рам, что и господином президентом не оставлено без замечания.
2. Антические вещи, как-то фигуры, головы и барилиевы многия в повреждении требуют рачительнаго исправления..
3. На звания чинов академических некоторых произведений совсем нет.."

Обратим внимание: в то время академические пользователи "употребляли" картины "всякого звания" из собрания Академии художеств.

В деле за рапортом Ухтомского следует написанная его рукой выписка из решения Совета по этому рапорту:

"Копия
С определения Совета 1818 года июля 9-го дня пункт 10-й.
1. (дословное повторение уже цитированных нами строк рапорта Ухтомского о картинах: "..многия повреждены, из коих некоторые порваны, другие замораны красками...")
2. Многие антические вещи как-то фигуры. головы, барелиевы в повреждении требуют рачительного исправления и постояннаго места, так как и картины, для лучшаго их сохранения, по сему предмету приступлено еще и к действию: антические вещи собираются из тех мест, где им не должно быть в антическую галерею; а картины в конференц - залу к предбудущему о них распоряжению."68

Вслед за этим "определением Совета" от 9 июля, содержащим не только констатацию печального положения дел, но и сообщения о начале энергичных мер по его исправлению, А.Н.Оленин 25 июля направил представление министру А.Н. Голицыну. Следующий документ в деле содержит ответ министра А.Н.Оленину:

"13 августа 1818 года
Министр духовных дел и народнаго просвещения Александр Николаевич Голицын направил письмо "Господину президенту Императорской академии художеств".

"С крайним прискорбием узнал я из представления Вашего Превосходительства от 25 прошедшего июля, что библиотека академии художеств, в которой хранятся книги, эстампы, картины, гипсовыыя фигуры и рисунки, находилась доныне в совершенном безпорядке. Посему покорнейше прошу Вас, милостивый государь, принять деятельные меры, дабы она в непродолжительном времени приведена была в тот порядок, в каком ей быть следует".

Наконец, в деле появляется сама "опись Ухтомского 1818 года". Для правильного прочтения этой описи необходимо иметь чёткое представление об уровне компетентности её составителя. Ухтомский был рутинно назначен на вакантное место библиотекаря решением Совета от 15 февраля 1817 года, т.е. ещё при Чекалевском.

Назначение Оленина президентом ИАХ так подействовало на Чекалевского, что он через несколько дней умер - 7 мая 1817 года. Воспитанникам было "не в чем проводить Чекалевского на кладбище. По распоряжению Оленина в 3 дня всем ученикам сшиты синие мундиры.."69

Выбор Совета определялся вовсе не особыми познаниями гравёра по меди Ухтомского в области мировой и российской живописи, но необходимостью его куда-то определить после увольнения "от граверного класса" по слабости зрения:

"15 февраля. <...> По слабости зрения находящегося при гравировальном классе Академика Ухтомского от онаго уволить.. Академика же Ухтомского определить на ваканцию библиотекаря, поруча ему по штатному положению все книги, картины, эстампы и бюсты".70

Работа Ухтомского над описью принимаемых к ответственности предметов заняла больше года. Вероятно, прямое распоряжение произвести тотальную сверку художественного имущества академии ему дал, всё-таки, А.Н.Оленин.

Прежде чем приступать к анализу самой "описи Ухтомского", резюмируя, сделаем следующие замечания:

1. Опись Ухтомского 1818 года фиксирует состояние академического собрания на момент завершения шестилетнего периода упадка академии, когда часть картин собрания пропала, часть продана через факторию, часть серьёзно повреждена вследствие "употребления" пользователями.

2. Прошло 45 лет после "описи Головачевского", составленной в соответствии с расположением вещей в старых помещениях академии. В указанный промежуток времени произошло тотальное перемещение картин в новое здание Академии художеств, открытое в 1788 году.  

Яндекс.Метрика
В.П. Головков © 2014