Живописец Иван Никитин
Сайт историка искусства
Головкова Владимира Павловича
ДОКУМЕНТЫ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
КОНТАКТЫ

19. Чья воля сгруппировала работы Ивана Никитина?

Итак, на определённом отрезке времени в Императорской Академии художеств сложились условия, при которых творчество именно этого русского художника, Ивана Никитина, привлекло особое внимание.

По какой причине? Во второй половине XVIII и начале XIX века не случалось каких-то значительных событий, связанных с именем этого полузабытого художника, как-то: обнаружение новых выдающихся работ, или привлекший общественное внимание юбилей, или, например, высочайшее сожаление по поводу трагической судьбы первого большого русского художника на своей родине.

Поэтому единственно разумным предположением кажется наличие воли и интереса какого-то конкретного человека. Представляется не просто любопытным, но совершенно необходимым попытаться с достаточной степенью вероятности указать его имя.

Мысленно представим себе, какими качествами должен был бы обладать инициатор группировки вещей именно Ивана Никитина, и при каких обстоятельствах таковая произошла. Попробуем сформировать необходимый и достаточный перечень таких качеств и условий, позволяющий указать фамилию этого человека начала XIX века. Он должен:

1. Иметь веские личные побудительные причины особо интересоваться творчеством именно Ивана Никитина, его конкретными вещами.

2. Иметь непосредственное отношение к Императорской Академии художеств.

3. Не только знать теорию живописи, возможно, преподавать её в Академии в качестве профессора, но и заниматься историей живописи, причём именно русской, начиная от первых мастеров европейского уровня - Ивана Никитина и Андрея Матвеева.

4. Обладать способностью безошибочно узнавать руку данного художника в неподписанной и не атрибутированной работе. Это очень высокая планка требований. Тут недостаточно быть просто ценителем и знатоком живописи. Нужно было быть и практикующим художником, сведущим в тонкостях живописной техники. А это означало, в реалиях того времени, - пройти первоклассную европейскую школу обучения. То-есть, согласно тогдашней академической практике, побывать пенсионером в Италии, вплотную познакомиться с её живописными богатствами, обучаться у крупного европейского художника.

5. Иметь возможность изучать работы Ивана Никитина не только в академическом, но и в частных собраниях. Возможно, к рубежу XVIII – XIX веков ещё сохранялось не малое число работ Ивана Никитина, неизвестных последующим поколениям. Тогда подготовленный исследователь того времени располагал бы неоспоримыми преимуществами перед позднейшими специалистами для выявления индивидуального почерка Никитина.

6. Обладать начальственной прерогативой влиять на размещение картин в залах академического музея.

Конечно, искать персону, отвечающую указанным параметрам, следует среди людей, чья деятельность непосредственно связана с Академией художеств. Выбор интервала времени также очевиден: между 1788 годом, когда было открыто новое здание академии и состоялось перемещение всего академического собрания картин, и годом составления описи Ухтомского – 1818-м.

Понятно, что изложенный набор требований радикально ограничивает возможности выбора. И нам не удалось, используя архивные документы Академии за указанный период, остановиться на одной личности, обладающей всеми без исключения указанными качествами.

Жёстким ограничительным критерием является, конечно, первое условие перечня – особое внимание искомого персонажа к творчеству именно Ивана Никитина. Во второй половине XVIII века имя этого помилованного государственного преступника не было полностью забыто. Оно было упомянуто в книгах Я. фон Штелина и И.И.Голикова. Его помнили собиратели коллекций живописи И.И.Шувалов и М.И.Воронцов. Так, основатель и куратор Академии художеств И.И.Шувалов в письме Гельвецию упомянул добрым словом петровских пенсионеров – художников, посланных в Италию, несомненно, имея в виду прежде всего Ивана Никитина.

В 1761 году он состоял в переписке с Гельвецием. В письме французскому философу от 27 июля есть такие фразы: "Науки и искусства в государстве нашем получили своё начало со времен сего великого мужа (Петра I - Авт.). Художники, учившиеся в Италии, могли стать наряду с хорошими (европейскими - Авт.) мастерами и делали честь нашему отечеству."76

Но у Шувалова не было личных причин для особого внимания к творчеству Никитина (условие 1). Интерес к художественному наследству И.Никитина, как упоминалось, проявлял в начале 1750-х годов вице-канцлер М.И.Воронцов, но он не имел прямого отношения к Академии художеств (условие 2).

Зато у другого ценителя, тонкого знатока и собирателя произведений мировой живописи - графа Александра Сергеевича Строганова мотив был, и весьма веский. Портрет его отца, барона Сергея Григорьевича Строганова, один из шедевров Ивана Никитина

(Илл. XI в галерее сайта), был, как мы покажем, фамильной ценностью рода Строгановых. Поскольку в 1800 – 1811 годах граф А.С.Строганов являлся президентом Императорской Академии художеств, его личность отвечает и условиям 2, 5, и 6.

Но он не был ни художником, ни исследователем истории русского искусства, т.е. его фигура не соответствует критериям 3 и 4.

Однако, если под началом и покровительством этого образованнейшего и патриотически настроенного вельможи был профессиональный художник, к тому же интересующийся историей русской живописи, другими словами, соответствующий оставшимся требованиям 3 и 4, то граф Строганов, несомненно, его поощрял бы, (если не побуждал) к изысканиям в истоках отечественной светской живописи. Разумеется, начиная с Ивана Никитина и Андрея Матвеева.

Такой человек работал во времена президентства Строганова в Академии художеств. Это был академик живописи Иван Акимович Акимов, не только «практикующий» живописец и преподаватель живописного мастерства в академии, но и первый историк русской живописи петровского времени - в современном понимании этого термина. К тому же И.А.Акимов, побуждаемый президентом Строгановым или нет, имел особый интерес к петровским пенсионерам Ивану Никитину и Андрею Матвееву. Наконец, именно он, впервые, в 1804 году, печатно упомянул «Портрет барона С.Г.Строганова», указав при этом имя его автора – Иван Никитин.

Таким образом, в совокупности фигуры президента А.С.Строганова и художника И.А.Акимова полностью соответствуют сформулированному выше набору критериев. Присмотримся к биографиям этих двух интереснейших персон.  

Яндекс.Метрика
В.П. Головков © 2014