Живописец Иван Никитин
Сайт историка искусства
Головкова Владимира Павловича
ДОКУМЕНТЫ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
КОНТАКТЫ

27. О достоверности сообщений П.Н.Петрова (с. 148-153)

Перейдём к рассмотрению другого отложенного вопроса. Насколько можно доверять сообщению П.Н.Петрова о пути в Академию художеств никитинских произведений, о роли канцлера М.И.Воронцова, о получении им сведений об Иване Никитине непосредственно от его брата Романа?

Конечно, все предыдущие выводы сохраняют силу вне зависимости от того, каким образом произведения Никитина оказались в ИАХ. Поэтому вопрос доверия к данной части текста статьи П.Н.Петрова 1883 года – отдельный, имеющий самостоятельный интерес.

Авторы Каталога ГРМ 1998 года не склонны верить цитированным выше строкам П.Н.Петрова в части, касающейся судьбы конкретных вещей Никитина - портретов усопшего Петра I и "напольного гетмана". Имеется в виду сообщение П.Н.Петрова о поступлении этих вещей в ИАХ из взятого в казну канцлерского дома М.И.Воронцова.

Причина тому весьма веская - несовпадение дат. В Каталоге ГРМ 1998 года по поводу портрета "напольного гетмана" прямо сказано, что "утверждение П.Н.Петрова о том, что портрет поступил из купленного в казну дома канцлера М.И.Воронцова ошибочно". Категоричность фразы объясняется, вероятно, тем, что на обороте картины имеется наклейка с печатью и надписью пером" ... конторы всмотрение живописцу гроту 1744 го". То есть картина была во дворце уже в 1744 году, а дом М.И.Воронцова куплен в казну значительно позже.

В строке наклейки имеется ввиду зверописец Георг Христофор Гроот, приехавший в Россию в 1741 году. Согласно заключённому с ним контракту, Грооту действительно было вменено наблюдение за дворцовыми картинами. Камерцалмейстерская контора получает предписание "имеющиеся в наличности живописные работы ... все без изъятия .. отдать в смотрение и содержание живописцу Грооту с приложением к ним ярлыков и конторской сургучной печатью с распиской".112

Вероятно, наклейка на обороте портрета и была таким "ярлыком". Тогда годом поступления портрета "напольного гетмана" действительно следует считать 1744 -й и признать, что П.Н.Петров ошибался в отношении этого портрета, поскольку покупка канцлерского дома Воронцова в казну состоялась в 1763 году. Но тогда не следует безоговорочно доверять и другим сообщениям Петрова об участии М.И.Воронцова в судьбе картин из наследства Никитина?

Однако мы не будем безоговорочно, без изучения сопутствующих обстоятельств и фактов, доверять, как кажется, бесспорному "материальному" свидетельству - наклейке на картине.

Смущает тот факт, что Роман Никитин, совсем недавно, в 1742 году, вернувшийся в Москву после десятилетнего заключения и ссылки, не имевший связей в Петербурге, уже в 1744 году не только повёз в столицу продавать лучшую картину покойного брата, но и в том преуспел, сумев продать во дворец эту не подписанную и совсем не парадную вещь. А ведь ему после возвращения в Москву нужно было время на вступление в права наследства, на простое жизнеустройство. (Кроме того, в 1742 году он писал образа в Московском Златоустовском монастыре.)

В собрании картин Академии художеств в XVIII и первых десятилетиях XIX века не существовал музейный порядок в современном его понимании. А во втором десятилетии XIX века, как видели, и вовсе царила атмосфера всеобщей расхлябанности. В упоминавшемся рапорте Совету академии от 11 июня 1818 года о своём вступлении в должность библиотекаря А.Г.Ухтомский писал: "Картины всякого звания......многия повреждены, из коих некоторыя прорваны, другие замараны красками, иные же не имеют и принадлежащих им рам...".113

Впрочем, на плохое состояние некоторых картин в академическом собрании указывал ещё К.И.Головачевский в описи 1773 года: у огромных холстов Лагрене (№ 134) и Фонтебассо (№135) он отметил "вспертие подмоченные от нужника".

Нам представляется, что либо беспечные ученики, либо сам гравёр по меди А.Г.Ухтомский, наводивший в меру своих сил и возможностей в этом хаосе порядок в 1818 году, могли наклеить куда угодно любые отвалившиеся ярлыки и наклейки.

Головачевский, если имелись на то основания, обязательно заносил в свою опись данные о том, когда, откуда, от кого именно поступила та или иная вещь. Если бы на портрете "напольного гетмана" в 1773 году имелась бы упомянутая в Каталоге ГРМ 1998 года наклейка "..в смотрение живописцу гроту 1744 го", Головачевский, вероятно, упомянул бы имя Гроота в соответствующей графе описи.

Но дело не только в наклейке. На обороте «портрета усопшего Петра» нет никаких наклеек. И всё же авторы Каталога ГРМ 1998 года настаивают на ошибочности версии П.Н.Петрова в отношении и этого портрета. Правда, с меньшей категоричностью (вероятно, ввиду отсутствия наклейки). Картина, цитируем этот каталог, "передана в ИАХ по распоряжению Екатерины II из старого деревянного Зимнего дворца на Невском пр. близ Полицейского моста вместе с 28 другими картинами (Сомов 1872, № 1; Васильчиков А.А. О портретах Петра Великого. М., с. 97-98). По другой, по-видимому неверной, версии, поступила в ИАХ из купленного в казну дома канцлера М.И.Воронцова (Петров, 1883, с. 218.)."114

Быть может, причина недоверия авторов каталога ГРМ к сообщению П.Н.Петрова теперь и в отношении портрета усопшего Петра кроется в текстах указанных ими источников, т.е. в работах А.И.Сомова и А.А.Васильчикова?

Но в них нет ни даты распоряжения Екатерины II, ни содержания этого документа. А.И.Сомов указал всего лишь: "Этот портрет поступил в Академию, вместе с другими картинами, из Зимняго дворца, в 1762 г."115

Что касается работы А.А.Васильчикова, то приведенный выше текст из Каталога ГРМ 1998 года есть не что иное, как почти дословная цитата из этой работы.

Но не полная. А.А.Васильчиков по поводу " картины, изображающей Петра на смертном одре" в действительности написал следующее:

"Она была подарена академии художеств Екатериною Великою в 1762 году, вместе с другими 28 картинами из старого деревяннаго зимняго дворца, стоявшаго на Невском, близ Полицейскаго моста. В академии картина эта считается за произведение Танауера. Известный исследователь старины П.Н.Петров нашел, что в приемном списке Головачевскаго нами описываемая картина была внесена под именем Никитина. Оно так и есть."116

Однако, последнее утверждение Васильчикова ошибочно. На самом деле в описи Головачевского 1773 года и портрет усопшего Петра, и портрет "напольного гетмана" обозначены как работы неизвестного художника.117

Поэтому к данным А.А.Васильчикова следует отнестись по крайней мере с осторожностью.

В другом месте своей книги 1872 года А.А.Васильчиков отметил: "Многими интересными сведениями о художестве в России обязаны мы.. изысканиям П.Н.Петрова. Г. Петров к сожалению ещё не окончил большаго своего труда об Академии художеств, в котором найдется много новых сведений".118

Так что А.А.Васильчиков, видимо, пользовался устными сообщениями П.Н.Петрова.

По всей вероятности, первоисточником путанной исторической традиции - указание 1762 года как даты поступления никитинских работ в ИАХ, (что делает ошибочным сообщение П.Н.Петрова с упоминанием канцлерского дома М.И.Воронцова), - является всё та же опись Головачевского 1773 года. В ней он указал именно 1762 год как дату поступления вещей из дворца. А не ошибся ли Кирила Иванович Головачевский?

Можно показать, что при составлении своей описи Головачевский не твёрдо владел архивными данными из бумаг ИАХ. В этом нет ничего удивительного. Учет в академии не был, мягко говоря, в удовлетворительном состоянии.

Например, как упоминалось, в той же описи Головачевского есть раздел:

"Сверх коталога данного 1765 году найдены картины и портреты..".119 Именно в этом разделе описи 1773 года (№№ 319-329) впервые упомянут портрет "напольного гетмана" - без указания размеров и имени автора.

Так же неизвестен Головачевскому автор портрета усопшего Петра. Следовательно, Головачевский не располагал архивной "запиской Кокоринова".

(В отличие, по-видимому, от Ухтомского, который в своей описи 1818 года восстановил имя автора портрета усопшего Петра - Иван Никитин.)

Поэтому в 1773 году за дату поступления картин из дворца по личному распоряжению Екатерины II Головачевский мог принять и обозначить не 1763, а 1762, т.е. год вступления императрицы на престол. (Конечно, нельзя исключить, что какая-то часть картин могла быть передана в академию из дворца и в 1762 году.120)

Но в пользу того, что личное распоряжение императрицы о передаче в академию значительной партии картин, (в том числе части вещей, бывших некогда в "канцлерском доме" Воронцова), могло последовать именно в 1763 году, свидетельствуют существенные, на наш взгляд, аргументы.

Дело не только в том, что во второй половине 1762 года у только что вступившей на трон Екатерины было достаточно других забот. В действительности, к делам Академии художеств новая императрица вплотную обратилась именно в 1763 году.121 Для понимания обстоятельств этого знакового события в истории ИАХ необходимо принять во внимание положение основателя и куратора Академии художеств И.И.Шувалова в переломном 1762 году.

Ставший в 22 года фаворитом сорокалетней Елизаветы Петровны, И.И.Шувалов удерживал (с помощью двоюродного брата, хваткого П.И.Шувалова) своё исключительное положение с 1749 года вплоть до переворота 1762 года.

"По возвращении государыни в Петербург в 1751 году явился было ему весьма опасный совместник в лице молодаго подпоручика гвардии Никиты Афанасьевича Бекетова, но его скоро отстранили, с помощью какого-то притирания, которое дал ему граф П.И.Шувалов и которое обезобразило его наружность."122

Но у Екатерины II, натерпевшейся в своё время от родни И.И.Шувалова, он оказался в опале и первые месяцы нового царствования держался в тени. (Известен отзыв Екатерины II о деяниях П.И.Шувалова. Они были "«хотя и не весьма для общества полезными, но достаточно прибыльными для самого его".)

Удобный случай привлечь внимание новой императрицы к Академии художеств представился И.И.Шувалову только на коронации 22 сентября 1762 года. Он завёл речь с государыней об Академии, представив ей нового профессора исторической живописи Стефано Торелли и пенсионера академии Лосенко, привезшего с собой из Парижа картину "Андрей Первозванный".123

Екатерина II по обыкновению подошла к проблеме весьма основательно. И.И.Шувалову было поручено продумать пакет реформ академии. По воле императрицы он составляет "Учреждение императорской академии художеств", помеченное мартом 1763 года, а также регламент и штат Академии. (Как известно, при Елизавете Петровне «Трех знатнейших искусств Академия» была отделением Московского университета.) Проект регламента Шувалова не был утвержден.

Последние ордера Шувалова Кокоринову датируются мартом 1763 года.124 В том же месяце И.И.Шувалов на долгие годы покидает Россию.

Указом от 3 марта 1763 года управление Академией художеств возложено на И.И.Бецкого. В ней начинаются преобразования. Представляется, что именно при реализации реформ академии в 1763 году, отмеченном особым вниманием к ней императрицы, и было отдано распоряжении о передаче из дворца в академию большой партии картин. В том числе, вероятно, и из воронцовского собрания в канцлерском доме, взятом "с имуществом" в казну в том же году.

Возможно, впрочем, что картины из канцлерского дома передавались в ИАХ неоднократно.

В распоряжении Головачевского был, по всей видимости, некий документ, на основании которого он отметил в своей описи 1773 года: "Ея Императорское Величество удостоя академию освященным своим прибытием в 769 году из устно повелеть соизволила взять в академию из канцлерскаго дому картины кои наидутся .... во испонение онаго высочайшаго повеления получены от туда 1770 году генваря мца следующие картины". (№№ 310 - 312). В том числе одинаковые по размерам работы "Натьера" - большие портреты Петра I и Екатерины I.125

На основании всего вышеизложенного, возвращаясь к сообщению П.Н.Петрова 1883 года (о получении Воронцовым сведений от ещё жившего Романа Никитина, о поступлении в ИАХ работ И.Никитина из воронцовского собрания в канцлерском доме, о существовании "записки А.Ф.Кокоринова"), будем считать, что для сомнений в его обоснованности нет достаточных оснований.

Как помним, именно П.Н.Петров первым, после десятилетий ошибочных атрибуций, в своём Каталоге 1870 года восстановил авторство И.Никитина картин в академическом "музеуме" - портретов усопшего Петра и "напольного гетмана" (№№ 113, 75). Он это сделал безапелляционно, не аргументируя. Полагаем, что для такого серьёзного исследователя основанием для столь ответственного шага мог быть только ещё один бесспорный документ, (помимо "записки Кокоринова"), в котором эти портреты прямо связаны с именем Ивана Никитина.

При данных обстоятельствах, на наш взгляд, таким документом могло быть только свидетельство самого гр. М.И.Воронцова, например, в одном из его многочисленных писем племяннику, А.Р.Воронцову, племяннице, кн. Е.Р.Дашковой или самому И.И.Шувалову, с которым сохранялись взаимное расположение и оживлённая переписка.

Об этом документе П.Н.Петров мог узнать от своего коллеги, историка Петра Ивановича Бартенева, составителя и издателя "Русского Архива". П.И. Бартенев в 1870 - 1897 годах работал с фамильным архивом князей Воронцовых, в том числе с бумагами канцлера М.И.Воронцова. Первые 4 книги - "Бумаги графа Михайла Ларионовича Воронцова" - многотомного издания выходили как раз в 1870 - 1872 годах и содержали документы М.И.Воронцова. (К сожалению, далеко не все. П.И.Бартенев отдавал приоритет бумагам, имеющим отношение к государственной деятельности канцлера.)

Среди опубликованных П.И. Бартеневым многочисленных служебных документов М.И.Воронцова, писем И.И.Шувалову и племяннику А.Р.Воронцову, нам не удалось найти строки, имеющие отношение к Роману Никитину. Но большая часть архивов Воронцовых до сих пор не опубликована.126

Попутно заметим, что существование в распоряжении П.Н.Петрова свидетельства самого М.И.Воронцова объяснило бы ту безапелляционность, с которой он в статье 1883 года отождествил одну из строк описи Сырейщикова 1737 года с копией "Madonna della sedia" Рафаэля. Добавим, что М.И.Воронцов дарил в разное время ИАХ не только картины. Это отмечено всё в той же описи Головачевского.127

В конце концов, не столь существенно, попали вещи Ивана Никитина в Императорскую Академию художеств из канцлерского дома Воронцова или иным путём. Но восстановление доверия к соответствующей части текста статьи П.Н.Петрова возвращает нас к его замечанию о получении М.И.Воронцовым сведений об Иване Никитине непосредственно от брата Романа. А это даёт шанс поиску новых данных о жизни живописца в неопубликованных частях разрозненных архивов Воронцовых.

Яндекс.Метрика
В.П. Головков © 2014