Живописец Иван Никитин
Сайт историка искусства
Головкова Владимира Павловича
ДОКУМЕНТЫ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
КОНТАКТЫ

28. М.И.Воронцов и Дж.Тьеполо (с. 153-154)

Следующую отложенную проблему составляет факт особого внимание графа М.И.Воронцова к творчеству Ивана Никитина и его общение с братом художника Романом. Принимая как достоверные соответствующие сведения П.Н.Петрова и Д.В.Айналова, хотелось бы представить себе поводы и побудительные мотивы интереса графа к Ивану Никитину.

В своих записках Якоб Штелин так характеризует М.И. Воронцова: "Превосходный знаток и любитель изящных искусств, как и не менее милостивейший покровитель ученых и мастеров искусств."128

Но чем объяснить особый интерес М.И.Воронцова именно к русскому художнику Ивану Никитину в конце сороковых - начале пятидесятых годов XVIII века? В то время отечественные мастера, как известно, ценились много ниже иностранных художников. Попробуем предложить следующее объяснение.

Рассмотрим взаимоотношения Воронцова с великим итальянским живописцем Джованни Баттиста Тьеполо. В письме к М.И.Воронцову от 14 января 1764 года граф Франческо Альгаротти упомянул, что достоинства Тьеполо хорошо известны Воронцову.129

С каких пор? Со времени зарубежного путешествия М.И. Воронцова 1763 - 1765 годов, когда чета Воронцовых посетила Италию, Францию, Бельгию и Германию? Или раньше?

Известен "перевод с писма к его сиятелству канцлеру от живописца Ивана Батиста Тьепола" из Венеции от 4 марта 1761 года.130

Из текста письма видно, что итальянский художник и русский канцлер ещё раньше состояли в переписке. Более того, великий венецианец просит в письме, чтобы ".. ваше сиятельство милостивым вашим известным ко мне заступничеством и всемогущим патронством меня не оставили..". Такие выражения свидетельствуют, по всей видимости, об их давнем знакомстве. Быть может, при личной встрече в первом продолжительном путешествии 1745-1746 годов, когда чета Воронцовых побывала и в Италии. Там вице-канцлер получил незабываемые художественные впечатления, которые способствовали пониманию живописного искусства. Из путешествия им был привезен целый ряд произведений.131 Возможно, тогда и состоялось знакомство М.И.Воронцова и венецианца Дж.Б.Тьеполо.

В предыдущей главе мы отмечали, что в 1716 - 1717 годах Тьеполо учился в рисовальной школе Грегорио Ладзарини в Венеции. Тогда же её посещали русские пенсионеры. Вполне вероятно, что при встрече с русским вельможей М.И.Воронцовым Дж.Б. Тьеполо мог упомянуть первого русского художника, с которым ему довелось встретиться в молодости в Венеции - Ивана Никитина.

И последнее. Через 10 лет, в середине 1750-годов, Венецию посетил всё тот же А.С.Строганов, будущий зять М.И.Воронцова, располагавший его рекомендательными письмами. Не исключено, что одно из них было адресовано великому венецианскому художнику.132


 

Яндекс.Метрика
В.П. Головков © 2014