Живописец Иван Никитин
Сайт историка искусства
Головкова Владимира Павловича
ДОКУМЕНТЫ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
КОНТАКТЫ

3. Мраморная группа "Амур и Психея" (с. 85-86)

В феврале 1719 года, ещё до покупки будущей "Венеры Таврической", Ю.И.Кологривов торговал две замечательные мраморные группы ("еще прошлого году торговал".)

В письме из Рима 1719 года, оповещающем о покупке античной Венеры, есть сообщение, что им куплены "Купидо спящий и Психа" и "Венус спящая с Купидоном Берниниевой работы". Обе группы значатся в документе, озаглавленном "Марморы купленныя в Риме и в других местах". (Вторая из них не сохранилась до нашего времени. Что касается первой группы, то, судя по очень старым склейкам, и «Купидо», и «Психа» в дороге сильно пострадали.)12

С.О.Андросов пишет: "Подлинным шедевром среди скульптуры XVII-XVIII веков, приобретенных Кологривовым, является группа "Амур и Психея".13

21 февраля 1719 года Ю.И.Кологривов сообщил А.В.Макарову:

" Еще прошлого году торговал груп которому при сем прилагаю рисунок фабула когда психи влюбилася в сонного в купиду а я в обеих в них влюбился без шутки хороши зделаны и мошно за диковинку почесть в живности и в мастерстве."14

Такая восторженная личная оценка произведения - беспрецедентна для сухой деловой переписки русских агентов за границей и Кабинет - секретаря царя А.В.Макарова.

Кологривов указал, что группа создана "по рисунку кавалера Бернинус скончал ученик..".

Имя ученика нечитабельно. Сегодня считается общепризнанным, что выполнил эту группу ученик Бернини Джулио Картари.

Из последнего цитированного письма Ю.И.Кологривова видно, что торг за скульптуру продолжался долго, поскольку "сей груп был заказан от каралевы шветцкой". Вряд ли о таком событии не знали Беклемишев и Рагузинский в Венеции, а во Флоренции - Иван Никитин.

Вспомним венецианский опыт Никитина, присутствовавшего, как мы предполагали, в мастерской Торретто на разных этапах создания им групп "Венера" и "Нарцисс". Трудно себе представить, чтобы во Флоренции его мог не заинтересовать воплощённый в группе "Амур и Психея" знаменитый античный сюжет Апулея, который столько раз воспроизводился лучшими европейскими художниками. Некоторые из этих картин должен был видеть Никитин во Флоренции. (Быть может, работу "Амур и Психея" Джузеппе Мария Креспи в Уффици, 1707-1709 гг.).

У Ю.И.Кологривова был, как видно из его письма, рисунок мраморной группы "Амур и Психея". Он мог показать его Никитину при встречах во Флоренции. Нам, однако, представляется гораздо более вероятным то, что художник видел этот мрамор воочию. И не в Риме, а в близком к Флоренции порту Ливорно, который он, как отмечалось выше, посещал.15 Действительно, из сообщения русского резидента в Амстердаме Христофора Брамтса в Кабинет от 4 декабря 1719 года следует, что статуи, приобретенные Кологривовым в начале 1719 года, прибыли в Амстердам морем, через много месяцев после покупки16,1т.е. отправлены были, как и первая посылка Кологривова, из порта Ливорно. Там они находились в ожидании оказии, вероятно, достаточно долго, чтобы их мог увидеть и оценить Иван Никитин. Кстати сказать, возможность посещать Ливорно могла быть у Никитина и при поездках в этот портовый город (через Флоренцию) куратора П.И.Беклемишева: в инструкции, разработанной самим царём для Беклемишева от 16 января 1716 года, торговому агенту предписывалось изучить возможности торговли с Россией "во всей Италии, а наипаче в Ливорно".17

Яндекс.Метрика
В.П. Головков © 2014