Живописец Иван Никитин
Сайт историка искусства
Головкова Владимира Павловича
ДОКУМЕНТЫ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
КОНТАКТЫ

3. П.П.Свиньин не ошибался? (с. 162-164)

Но в оплошности П.П.Свиньина есть и ещё более удивительная странность. Напомним, портрет усопшего императора фигурирует в описи Головачевского 1773 года, причём как работа неизвестного художника: "Неизвестно. Портрет писаной с усопшаго Государя императора Петра Великаго, поясной, в раме."18

Через 45 лет, уже в описи библиотекаря Андрея Григорьевича Ухтомского 1818 года, "Портрет Императора Петра I в усопшем виде" значится произведением "Донгоуера" (Таннауера). 19

Эта картина не была в небрежении. Поставленная в раму, как сообщает опись Головачевского, она, вероятно, висела на стене в одном из помещений Академии художеств. А Павел Свиньин по окончании курса в пансионе поступил в Академию художеств, где достиг значительных успехов и в 1810 году представил в Академию две картины (одна пейзажная, другая представляет казаков, ведущих пленных турок).

Он обратился с просьбой задать ему для получения звания академика следующую программу: "представить знаменитого героя Суворова, отдыхающего после сражения на сене у ручья, в палатке раскинутой из плаща на казацких пиках; вдали военный лагерь и группы лошадей, казаков, солдат и военнопленных турок, сидящих у огня". Академия согласилась, и 26 августа 1811 года он представил в Академию картину на упомянутую тему . 1 сентября того же года П.П.Свиньин был выбран в академики. (13 сентября 1827 года был он был принят Академией в почетные вольные общники).

Поэтому представляется совершенно невозможным, чтобы П.П.Свиньин, приступая к создания своего музеума в 1818 году, не был знаком с собранием картин Императорской Академии художеств.

Тем более, что в него была принята и его собственная работа "Суворов, отдыхающий после сражения", отмеченная в описи А.Г.Ухтомского того же 1818 года под № 405.20

Почему же в своём "Русском музеуме" 1829 года он без колебаний называет портрет усопшего Петра работой А.Матвеева? Нам представляется минимально правдоподобной лишь следующая возможность: у П.П.Свиньина были какие-то основания счесть, что работа в собрании Академии есть копия картины, приобретенной им для своего музеума. Копия, ошибочно атрибутированная А.Г.Ухтомским "Донгоуеру". Версия весьма натянутая.

Все указанные выше странности автоматически снимаются, если только сделать одно, на первый взгляд парадоксальное, предположение. А именно: указание П.П.Свиньиным Андрея Матвеева как автора обеих картин в его "Русском музеуме" - "Пётр Великий на смертном одре" и "Венера и Амур" - вовсе не является ошибочным, так как обе они суть не что иное, как копии Андрея Матвеева с картин Ивана Никитина. И с каких! С его самых "интимных" работ, сделанных не на заказ, которые должны были находиться в его доме в 1727-1732 годах.

Но тогда этими двумя оригиналами должны были быть: почти этюдная работа "Пётр I на смертном одре", через много лет после смерти Ивана Никитина оказавшаяся в Академии художеств, и наш обнаруженный холст - "Венера, раненная стрелой Амура". Это единственное предположение, которое полностью проясняет содержание цитированных строчек в "Русском музеуме" П.П.Свиньина.

Но с какой стати Матвеев будет делать копийные работы, считавшиеся ремесленными поделками? Попробуем ответить и на этот дополнительный вопрос.

Вернувшийся из Голландии в августе 1727 года, после долгих лет ученичества, молодой Андрей Матвеев оказался в Петербурге в одиночестве, без средств, без протекции, затем полгода без работы и без жалования. (Положение, в котором оказался А.Матвеев в 1727 году, будет нами подробно рассмотрено в Главе 5). Иван Никитин как раз в августе 1727 года в Петербурге представил свою "Полтавскую битву". Без сомнения, по прибытии Андрей Матвеев встретился с Иваном Никитиным, «слава которого к тому времени была велика и в общем необычна для русского мастера»21.

Можно предположить существование в те годы в Петербурге определённого товарищества бывших петровских «заморских» пенсионеров. С уверенностью можно утверждать, что Андрей не раз бывал в доме Ивана Никитина на "Адмиралтейском острове". (Сам-то он жил на другом берегу Невы. Интересно отметить, что именно в 1727 году по указанию А.Д. Меншикова был построен самый первый мост через Неву. Плавучий, он простоял всего год). В доме Никитина молодой художник должен был видеть упомянутые выше картины старшего товарища. Уж он-то, Андрей Матвеев, мог оценить выдающиеся художественные достоинства этих вещей.

У А.Матвеева, пребывавшего в вынужденном бездействии с августа 1727 по февраль 1728 года, вполне могло возникнуть свойственное молодым художникам желание скопировать "для себя" впечатлившие его холсты мастера. Заодно - показать признанному художнику Ивану Никитину своё, обретённое в ученичестве, умение.

Можно привести ещё один аргумент, попутно уточнив предполагаемое время создания Матвеевым упомянутых копий работ Ивана Никитина. 7 августа 1727 года А.Д. Меншиков поручил Луи Каравакку "свидетельствовать" вернувшегося из Голландии Андрея Матвеева. Каравакк предложил Матвееву выполнить ряд работ на заданные темы.

Если в августе-октябре 1727 года А.Матвеев был занят подготовкой «экзаменационных» работ для Л.Каравакка, то в ноябре – январе он точно был не у дел, «обретался», как он сам выразился, вне штата Канцелярии от строений и без оклада. Самое подходящее время в ожидании решения своей судьбы - совершенствоваться в написании «историй», следуя рекомендации маститого Л.Каравакка - живописного мастера этой самой Канцелярии.

Сделанные предположения будут подробно рассмотрены и обоснованы в Главе 7. Здесь же ограничимся следующей констатацией.

Приведенные выше соображения указывают, что доска в ГРМ "Венера и Амур", являющаяся копией соответствующей работы Никитина, действительно принадлежит кисти Андрея Матвеева.

Атрибуция обнаруженного холста Ивану Никитину снимает возникшие сомнения в атрибуции доски в ГРМ "Венера и Амур" именно А.Матвееву. Она не разрушает, а, напротив, укрепляет историческую традицию этой атрибуции, берущую начало в сообщении Павла Свиньина в его "Русском музеуме" 1829 года. 

Яндекс.Метрика
В.П. Головков © 2014