Живописец Иван Никитин
Сайт историка искусства
Головкова Владимира Павловича
ДОКУМЕНТЫ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
КОНТАКТЫ

16. Иван Никитин в 1728 году: в Москве или Петербурге? (с. 196-198)

Н.М.Молева и Э.М.Белютин в книге "Живописных дел мастера" 1965 года (с.58) сообщают со ссылкой на архивный документ, что И.Никитин "вызывается в 1728 году для участия в обязательном государственном заказе - росписи Петропавловского собора". Как известно, этот собор находится в Петербурге. Следовательно, там же в 1728 году был и Иван Никитин.

Но, несмотря на это свидетельство, в 1972 году Н.М.Молева в монографии "Иван Никитин" меняет точку зрения: "Никитин после смерти Екатерины I оказался в Москве? Несомненно. Он не мог поступить иначе. В предверии коронации нового императора в 1727 году двор выехал в старую столицу, чтобы безвыездно провести в ней 5 лет".

Из смысла этих фраз ясно, что Н.М.Молева мотивирует предполагаемое ею пребывание Никитина в Москве в 1728 году его служебным положением: "он не мог поступить иначе".

В своей монографии "Иван Никитин" 1972 года Т.А.Лебедева придерживается той же позиции: "Двор переезжает в Москву, и вместе с двором переезжает в Москву Иван Никитин."60

В 1984 году авторы монографии "Андрей Матвеев" пишут: "..Никитин вслед за Петром II сразу же уехал в Москву (Матвеев остался в Петербурге)". По мнению и этих авторов, в 1728 году Никитин был в Москве.61

Наконец, в 1998 году вышла последняя по времени большая монография, посвящённая Ивану Никитину. Её автор С.О.Андросов собрал и проанализировал все накопленные к тому времени данные о жизни и творчестве Ивана Никитина, добавив целый ряд существенных новых результатов. На стр. 96, касаясь переезда Никитина в Москву, С.О.Андросов указывает: "Мы полагаем, что этот переезд произошёл несколько позднее, и Иван Никитин оставался в Петербурге, по крайней мере, до конца 1729 года".62

Действительно, о пребывании Ивана Никитина в Петербурге в 1728 - 1730-х годах свидетельствует ряд документов.

1. Протокол Канцелярии от строений от 28 августа 1728 года, из которого следует, что в мае 1728 года Иван Никитин принимал участие вместе с Андреем Матвеевым в работах в Петропавловском соборе.63

2. Доношение Д.Трезини в Канцелярию от строений от мая 1728 года, в котором он просит привлечь к живописным работам в соборе дополнительно "Ивана Никитина, который выехал из Италии, другова Ивана Никитина с партикулярной верфи и Одольского".64

3. Доношение Д.Трезини в Канцелярию от строений от 21 марта 1729 года, из которого следует, что "персонного дела мастер И.Никитин" в составе комиссии свидетельствовал работы в соборе Андрея Матвеева, своего "двойника" Ивана Никитина "с партикулярной верфи" и других художников.65

4. Протокол Канцелярии от строений от сентября 1729 года, в котором указано "живописца Ивана Никитина требовать в канцелярию от строеней и объявить ему с подпискою чтоб он доволствовался от трудов своего художества ибо в нем в канцелярии от строений ныне нужды не имеетца".66

5. Протокол Канцелярии от строений от 17 января 1730 года, где сообщается, что "архитектор Земцов (и) выехавшие изза моря персонного дела мастер Иван Никитин (и) Андрей Матвеев (и) живописец Александр Захаров" свидетельствовали четыре картины, созданные Дмитрием Соловьёвым для Петропавловского собора.67

Особо отметим, что не существует ни одного документа того времени, который бы свидетельствовал о переселении И.Никитина в Москву в период с конца 1727 по осень 1730 года или даже о кратковременном там нахождении. Напротив, все имеющиеся документы указывают на его пребывание в Петербурге в 1727 - 1730 гг.

Признав вслед за С.О.Андросовым факт пребывания Ивана Никитина в Петербурге в 1728 году, рассмотрим, тем не менее, на каких аргументах было основано отрицание этого факта более ранними авторами.

Все пять упомянутых выше документов были известны авторам монографии "Андрей Матвеев" Т.В.Ильиной и С.В.Римской-Корсаковой в 1984 году. Тем не менее, на страницах этого труда имеется утверждение авторов о немедленном отъезде Никитина в Москву вслед за Петром II в январе 1728 года.68

Они его согласуют с имеющимися документами следующим указанием: "Но Никитин постоянно в разъездах - то в Москве, то в Петербурге, где всё ещё строится его дом".69

На основании каких документов делаются столь важные сообщения - "Никитин вслед за Петром II сразу же уехал в Москву" и о его челночных поездках в 1728 - 1730 годах - авторы монографии, вопреки своему обыкновению, не указывают, вероятно, потому, что они не существуют.70

Обратимся к гипотезе о кочеваниях художника межу Москвой и Петербургом. Иван Никитин действительно часто отлучался из Петербурга. Но то было в 1720 - 1724 годах, когда он сопровождал в поездках Петра I. Это были "командировки" за казённый счёт. Иное дело - период 1727 - 1730 годов, когда после ликвидации Кабинета и Соляной конторы, через которую выплачивались деньги придворным художникам, ему приходилось в 1728-1730 годах жить на собственные средства.71

Предположение авторов монографии о "постоянных в разъездах - то в Москве, то в Петербурге", звучит, на наш взгляд слишком современно. В те времена говорили о путешествиях из Петербурга в Москву.

Иван Никитин, в отличие от вельмож, вероятно, не располагал собственным экипажем и слугами для дальних путешествий, а потому должен был бы пользоваться почтовыми в своих гипотетических вояжах.

В каких условиях проходили бы его кочевания? Красноречивые впечатления о путешествии из Петербурга в Москву в апреле 1730 года записала мадам Рондо, супруга английского консула. Сохранились и путевые заметки известного шведского путешественника Карла Рейнгольда Берка, свидетельствующие о тяжести и высокой стоимости дальних поездок в те времена.72

Но эти путешественники - люди вельможные. А вот человек попроще, художник Михаил Захаров в результате переезда из Москвы в Петербург в 1730 году "в неоплатные впал долги".73

Поэтому предположение о кочевом образе жизни И.Никитина между Петербургом и Москвой, не основанное на документальных свидетельствах, представляется не обоснованным.74

Наконец, не ясно, на чём основано указание авторов монографии на то, что дом Никитина в Петербурге на Адмиралтейском острове к 1728 году ещё не был достроен.75

А вот в Москве у семьи Никитиных в 1728 - 1730 годах жилья не было. Возможность проживания в Москве у И.Никитина, его малолетних детей и привередливой жены появилась только к осени 1730 года. К тому времени её сестре Анне Фёдоровне Юшковой, находившейся в большом фаворе у императрицы Анны Иоанновны, был пожалован двор в Китай-городе "со всяким каменным строением".76 Собственный московский дом "в приходе у Ильи Пророка" Иван Никитин приобрёл только в марте 1731 года.

Таким образом, с высокой вероятностью Иван Никитин в 1728 году находился в Петербурге и мог завершить работу над портретным заказом князя И.А.Голицына.

Яндекс.Метрика
В.П. Головков © 2014