20. Последствия перемены в атрибуции (с. 204)
Если из эталонного ряда Андрея Матвеева мысленно удалить портрет А.П.Голицыной, столь выпадающий из него по всем своим признакам, если, далее, вспомнить, в каком состоянии до нас дошёл «Автопортрет с женой», (атрибутируемый А.Матвееву только по свидетельству его престарелого и нетвёрдого в воспоминаниях сына), если обратиться к эрмитажному портрету Петра I, по поводу которого "нельзя отрицать, что мооровский оригинал был взят Матвеевым за основу",93 если, наконец, признать копийность его доски "Венера и Амур", то станет казаться, что место этого художника в истории российской культуры определено исключительно его ролью в создании живописной команды Канцелярии от строений - предтечи Академии художеств.
С другой стороны, если портрет А.П.Голицыной включить в эталонный ряд картин Ивана Никитина, (таких, как портреты усопшего Петра, барона Строганова и "напольного гетмана"), который мы дополняем картиной "Венера, раненная стрелой Амура", то, как нам представляется, изображение А.П.Голицыной удивительно органично впишется в этот ряд - по глубине представленного образа, по присутствию сюжета и умению его воплотить.