Живописец Иван Никитин
Сайт историка искусства
Головкова Владимира Павловича
ДОКУМЕНТЫ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
КОНТАКТЫ

5. История бытования портретов супругов Голицыных (с. 175-177)

Безусловная атрибуция Андрею Матвееву парных портретов супругов Голицыных и указание на 1728 год как время их создания основаны исключительно на одинаковых надписях на обратной стороне холстов: Андрей Матвеевъ 1728 году.

Но можно ли абсолютно доверять этим надписям, ведь они нанесены на дублировочные холсты. Кем? Когда? Были ли они на авторских холстах? Если были, то точно ли воспроизведены через много лет, при дублировании?

Если и возможно найти ответы на эти вопросы, то только при восстановлении истории бытования портретов супругов Голицыных.

Она изложена вкратце в воспоминаниях Иллариона Владимировича Голицына (1928-2007), опубликованных в 2005 году. Из этих воспоминаний необходимо привести пространные цитаты: «Интересно проследить, как жили все свои 277 лет матвеевские портреты в семье князей Голицыных. В XIX веке эти портреты оказались в имении князей Голицыных в Петровском... Имение Голицыных чудом уцелело от разграбления в 1812 году. Сам хозяин, Ф.Н. Голицын, в это время жил во Владимире в беспокойстве о своем имении, которое находилось на пути французской армии. В 1905 году портреты отправились на Историко - художественную выставку русских портретов в Таврическом дворце, организованную Сергеем Дягилевым. В 1917 разбойном году часть портретов, в том числе и матвеевские, переехали в Москву, в сарай голицынского дома на Покровке. Портреты оставались лежать в московском сарае... Когда семья вернулась в 1921 году в Москву, все обосновались в хорошей квартире в Еропкинском переулке. Из «еропкинского» дома семью «лишенцев» Голицыных (11 человек), в том числе главу клана, 83-летнего почетного гражданина Москвы Владимира Михайловича Голицына-старшего, и полуторагодовалого Вашего покорного слугу, выселили из столицы. ... Все эти переезды портреты проделали на телегах. ... Мой отец всегда старался при переездах устраивать портреты на стены.

Сохранилась удивительная, раскрашенная акварелью схема размещения портретов в доме Ивановой. Лучшее место на стене отдано матвеевским портретам. Во время войны, когда немцы стояли рядом с Дмитровым и мы ожидали их в городе, матвеевские портреты вместе с чемоданами, редкими книгами и прочими важными вещами оказались в заранее вырытом бомбоубежище. На Кропоткинской улице в Дмитрове портреты провисели до 1953 года, когда вместе со скарбом голицынской семьи были перевезены в Новогиреево, в тесные каморки дома на 5-ом Проспекте... Вскоре они оказались в удивительном месте шереметевского Кускова – Итальянском домике, в составе выставки портретов из частных собраний. Там они оставались два года.

И, наконец, портреты нашли свой дом, и этот дом оказался совсем недалеко от храма Спаса, рядом с которым в имении Голицыных Андрей Матвеев, возможно, написал знаменитые ныне портреты».11

Нельзя, конечно, не оценить по достоинству сам факт сохранения парных портретов Владимиром Михайловичем и Илларионом Владимировичем Голицыными в описанных выше послереволюционных условиях. В роду прекрасно понимали, какие вещи спасают. В литературных мемуарах «Записки уцелевшего» Сергея Михайловича Голицына (1909 - 1989), изданных его сыновьями в 1990 году, уже после смерти отца, находим следующие строки: "Вторая подветвь (рода), младшая — это потомки князя, стольника, Ивана Алексеевича Голицына (1658—1729) и его жены Анастасии Петровны, урожденной княжны Прозоровской. Супруги прославились не столько своей сравнительно скромной службой при Петре, сколько портретами кисти выдающегося художника начала XVIII столетия Андрея Матвеева. Их бережет сейчас мой племянник Илларион Голицын, и хочу надеяться будет со своими потомками их беречь как самую драгоценную реликвию нашего рода до Страшного Суда или до взрыва водородной бомбы."

Отметим, что, как видно из текста, в те времена ни о каких реставрационных работах с дублированием холста не могло быть и речи.

И.В.Голицын не приводит сведений о судьбе картин в XVIII веке. Что касается истории бытования портретов в XIX веке, то из текста следует, что в 1812 году портреты принадлежали Ф.Н.Голицыну. Надо полагать, речь идёт о действительном камергере, тайном советнике Фёдоре Николаевиче Голицыне (1749-1826).

Следующую "реперную точку" в истории бытования портретов в XIX веке даёт С.П.Дягилев. В его Каталоге выставки русских портретов в Таврическом дворце 1905 года сообщается, что в тот год оба портрета были собственностью "..кн. Александра Михайловича Голицына, в имении "Петровское", Московской губ." 12

Если, начиная с А.М.Голицына, проследить по восходящей родовое древо этой ветви Голицыных и, учитывая значение, придаваемое в роду матвеевским портретам, положить в основу поиска принцип первенства старшего сына в наследовании этих портретов, (имевшего в свою очередь сына), то мы придём к изображённым на портретах И.А. Голицину и А.М.Голицыной. В длинной "восходящей"цепочке наследования этой ветви рода окажется и "реперное" звено - упомянутый в воспоминаниях И.В.Голицына Фёдор Николаевич Голицын.

Мы восстановим восходящую цепочку в следующем виде:

Александр Михайлович Голицын, владелец портретов в 1905 году (1838-1919, его старший брат гофмейстер Иван Михайлович был бездетен) - Михаил Фёдорович (1800-1873, старшие братья не имели сыновей, оставивших сына) - Фёдор Николаевич Голицын (1749-1828, старший сын) - Николай Фёдорович (1728-1780, старший сын) - Фёдор Иванович, (1700-1759, старший сын) - Иван Алексеевич Голицын (1658-1729). Последний изображён на портрете А.Матвеева.

Таким образом, оба парных портрета с момента их создания всегда принадлежали этой ветви князей Голицыных. Мы можем считать восстановленной историю бытования этих портретов.

Эстафетная передача парных портретов И.А.Голицына и его супруги старшим в роду свидетельствует о том, что все поколения князей Голицыных осознавали не только фамильную их ценность, но прежде всего историко-художественное значение данных работ русского художника петровского времени.

Но существование без малого два столетия в разраставшейся коллекции фамильных портретов князей Голицыных двух работ, приписываемых кисти Андрея Матвеева, долго оставалось неизвестным широкой публике. Их не упоминают среди произведений А.Матвеева ни И.А.Акимов в 1804 году в "Северном вестнике", ни П.Н.Петров в своей статье 1883 года.

Нет упоминания этих портретов среди работ А.Матвеева и в каталоге "Исторической выставки русских портретов известных лиц XVI - XVIII веков", устроенной Обществом поощрения художников в 1870 году.

Подробное описание с воспроизведением изображений впервые дал А.Н.Бенуа в 1903 году в "Живописных сокровищах России". Затем он же кратко упомянул их в 1904 году в своей "Русской школе живописи".

Следующая по времени содержательная публикация с упоминанием портретов Голицыных датируется 1905 годом, когда они экспонировались на этапной выставке русского портрета в Таврическом дворце. Речь идёт о Каталоге этой выставки, составленном Сергеем Павловичем Дягилевым.

В том же году Н.Н.Врангель, откликаясь на это крупное событие в российской культуре, в своей статье в журнале "Искусство" мельком упомянул портреты супругов Голицыных.

"Недурной, хотя несколько расплывчатый автопортрет его с женой, прекрасный, приписываемый ему, портрет Петра Великаго, портреты князя и княгини Голицыных и два портрета императрицы Анны мало чем изменяют составившееся представление об этом художнике".13

Яндекс.Метрика
В.П. Головков © 2014