Живописец Иван Никитин
Сайт историка искусства
Головкова Владимира Павловича
ДОКУМЕНТЫ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
КОНТАКТЫ

6. Когда был дублирован холст женского портрета?

 Авторы монографии "Андрей Матвеев" сообщают: "...насколько нам известно, портреты впервые были воспроизведены в "Художественных сокровищах России" за 1903 год. А.И.Успенский, составивший для этого издания описание портретов Голицыных, отметил, что лишь мужской портрет дублирован; на тыльной стороне портрета А.П.Голицыной (на авторском холсте) старая надпись: Андрей Матвеевъ 1728 году".

Текст А.И.Успенского содержит, однако, больше информации. По поводу мужского портрета он написал: "...Портрет дублирован, но на новом холсте повторена надпись, бывшая на старом холсте: Андрей Матвеевъ 1728 году".

Соответствующие фразы в отношении женского портрета сформулированы Успенским следующим образом: "...На подрамнике надпись "княжна Анастасия Петровна Голицына. Рожденная княгиня Прозоровская". На холсте сзади старая надпись Андрей Матвеевъ 1728 году."

Значит, в 1903 году был дублирован ещё только мужской портрет.

Изображённые на портретах супруги Голицыны умерли на следующий год после создания этих картин, весной 1729 года, один за другим. Их старшему сыну, Фёдору Ивановичу (1700-1759) было в тот момент 28 лет. Он, конечно, знал, кто и когда писал эти портреты. И не опасался забыть, кто изображён на портретах его родителей. Маловероятно, чтобы его посещали и мысли по поводу возможной забывчивости далёких потомков. Поэтому Ф.И.Голицын вряд ли озаботился бы фиксацией на подрамнике женского портрета имени изображённой персоны с указанием её родового корня - из кн. Прозоровских. Идентифицирующая персонаж надпись на подрамнике женского портрета, о которой сообщает А.И.Успенский в 1903 году, была сделана, скорее всего, гораздо позже его создания, каким-то потомком А.П.Голицыной, взявшимся навести порядок в фамильной галерее портретов. Иное дело – надписи на обороте авторских холстов. Сам А.Матвеев не делал подобных надписей, они вполне могли появиться по указанию сына заказчика, Ф.И.Голицына. Так что князя Фёдора Ивановича Голицына можно было бы назвать основоположником фамильной традиции атрибуции обоих портретов А.Матвееву.

Заметим, кстати, что, как упоминает в своих мемуарах С.М.Голицын, именно старшему сыну Фёдору завещал запечатлённый на портрете И.А.Голицын имение "Петровское".

Когда были дублированы холсты? В 1903 году портреты находились в стадии реставрации, поскольку дублирован ещё только холст мужского портрета.14

Следовательно, эта работа осуществлялась по инициативе их тогдашнего владельца князя Александра Михайловича Голицына в имении "Петровское".

Воспоминания о кн. А.М.Голицыне содержатся в мемуарах «Записки уцелевшего» Сергея Михайловича Голицына. Там же можно найти описание художественных сокровищ, находившихся в имении "Петровское".15

Большой выставке русского портрета 1905 года в Таврическом дворце предшествовала значительно более скромная выставка той же тематики 1902 года. Её каталог составил барон Н.Н.Врангель при участии А.Н.Бенуа и С.П.Дягилева.

На ней экспонировались две работы Андрея Матвеева: портрет Петра I (№9) и автопортрет с женой (№10). Матвеевских портретов супругов Голицыных на выставке не было.16 Однако, организаторы выставки прекрасно знали о собрании А.М.Голицына в имении "Покровское", значит, знали о существовании в нём работ А.Матвеева (в каталоге упомянут портрет кн. Фёдора Николаевича Голицына из этого собрания, с.136). Уже на следующий год матвеевские портреты Голицыных опубликует А.Н.Бенуа, а ещё спустя некоторое время они появятся на выставке 1905 года.

Естественно предположить, что к этой выставке и была завершена реставрация обоих портретов.

Цитированный выше текст А.И.Успенского не оставляет сомнений: он лично видел оба портрета, причём на стадии реставрации, когда был дублирован только мужской портрет. Следовательно, он не мог видеть надпись на авторском холсте этого портрета и свидетельствовать об идентичности надписи, восстановленной при дублировании холста.

Зато на женском портрете он мог видеть надпись на оригинальном холсте. Не сомневаясь в добросовестности этого автора, примем как факт: надписи на дублировочном холсте женского портрета с изображением А.П.Голицыной - должно верить. Она верна, если была верна надпись на авторском холсте.

Того же нельзя сказать в отношении мужского портрета. Мы покажем, что при возобновлении надписи на дублировочном холсте портрета И.А.Голицына произошла, по всей вероятности, ошибка, которая сыграет ключевую роль в нашем анализе.

Яндекс.Метрика
В.П. Головков © 2014