Живописец Иван Никитин
Сайт историка искусства
Головкова Владимира Павловича
ДОКУМЕНТЫ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
КОНТАКТЫ

1. Вводные замечания

При выдвижении гипотезы о принадлежности Ивану Никитину портрета А.П.Голицыной мы исходили из самого факта существования портрета, его отличий от "парного" мужского изображения, из особенностей живописи женского портрета, указывающих на авторство И.Никитина, и из данных о событиях в жизни А.Матвеева в 1727 - 1728 годах. Необходимым и существенным моментом в нашей аргументации было доказательство самого факта проживания Ивана Никитина в Петербурге в 1728 - 1730-х годах. Оно было бы не полным без исследования главенствующих событий его жизни в тот период времени.

Сегодня исследователи творчества И.Никитина относят к пятилетию 1727 - 1732 годов только портрет "напольного гетмана". При этом обычно опираются лишь на общие соображения - и без особой уверенности.

С другой стороны, до нас не дошло ни одного, даже косвенного, документального свидетельства о том, что в интересующий нас период 1727 - 1732 годов Иван Никитин вообще занимался живописью. По всей видимости, художник действительно в те пять лет работал мало. Нам нельзя, конечно, оставить без внимания это обстоятельство, не попытавшись понять его причины.

Иван Никитин был состоятельным человеком и, вероятно, не испытывал стеснения в средствах, заставляющее его активно искать заработок. Правда, после смерти Петра I иссякли заказы на копийные портреты царя1, а с отъездом двора и знати в Москву в начале 1728 года должны были сократиться и частные заказы. Но созданный в предыдущие годы материальный задел должен был освобождать живописца от необходимости соглашаться на первый подвернувшийся заказ.

Впрочем, для такого художника, как Иван Никитин, объяснения чисто материального свойства явно недостаточны. Понимание подлинных причин паузы в творчестве, следует, на наш взгляд, искать в горестной истории семейной жизни живописца. Её нам придётся рассмотреть с возможной полнотой.

Яндекс.Метрика
В.П. Головков © 2014