ЧАСТЬ 6
11. Камень "Макет Олимпа"
Посмотрим теперь на принципиально иного представителя группы ландшафтных камней (ил. 11.1).
Ил. 11.1
Образец имеет сравнительно небольшие размеры (8,5х15,5х7,5 см). Он уникален тем, что фактически представляет собой трехмерный макет какого-то вполне реального ландшафта. А именно, того же ревущего порога с центральной каменной глыбой, омываемой с обоих боков бурными потоками воды. С одной ее стороны за струями речного рукава виден береговой камень. На нем восседают сливающиеся фигуры двух божеств, рожденных в струях потока, перехлестывающих «сидалищный» камень (ил. 11.2).
Ил. 11.2
Двухголовая фигура представлена в уже знакомом нам развороте, наклонном к воде. Как будто двуликое божество, занятое рыбной ловлей, высматривает добычу в речном потоке.
На данном рельефе ближняя к зрителю голова единого тела «рыболова» снабжена птичьим клювом, угадываемый же контур второго образа скорее звероподобен. Это двуликое божество из «олимпийского» пантеона нам уже знакомо, мы его замечали в «глазу» мамонтовой «маски», как образ служивого «наблюдателя» при застывшем в камне верховном божестве (ил. 10.10).
Здесь же оно предстает в иной роли, рыболова, добытчика — кормильца «олимпийской» общины божеств. А за потоком, на вздымающейся боковой стороне главной глыбы, подобно сцене на оборотной стороне камня «Маска мамонта» (ил. 10.7; 10.8), проступают смутные силуэты других сожителей «Олимпа» (ил. 11.3).
Ил. 11.3
Но здесь они болеют за результаты рыбного промысла. Чем не жанровая сценка из реальной жизни племени?
«Картина» на другом боку центрального камня рисует почти реалистический образ противоположного, обрывистого, берега реки (ил. 11.4).
Ил. 11.4
И тут, на его светлом склоне, в прихотливом изгибе линий, можно распознать коричневато-бурый силуэт некоего крупного животного, неровно подкрашенный охрой (ил. 11.5).
Ил. 11.5
Ваятель заставил его тучное тело боязливо упирается копытами в почву крутого склона. Таким художественным приемом он передавал соплеменникам свое ощущение устрашающей мощи ревущего потока в самом сердце святилища.
С другой стороны, изображенный тип животного мог быть промысловым, являться вожделенным объектом охоты данного племени. Увеличенный фрагмент снимка с измененным ракурсом показывает должную фантасмагоричность существа (ил. 11.6).
Ил. 11.6
Ил. 11.7
12. Камень "Олимпийский ковчег"
Ил. 12.1
А еще с одной из множества сторон его рельеф имеет знакомые характерные признаки именно «олимпийского» пейзажа (ил. 12.2).
Ил. 12.2
Общие же очертания камня напоминают и большую двустворчатую речную раковину, и живое человеческое сердце, перевитое пульсирующими артериями. Максимальные размеры камня по трем пространственным осям составляют 12х13,5х7 см.
Изощренное мастерство первобытного искусника позволило ему разместить множество образов на крайне ограниченной поверхности небольшого камня. Сегодня различать отдельные сюжеты удается лишь неторопливому взгляду, при навыке, наработанном на более простых вещах этой же культуры. Потому что даже небольшой поворот угла экспозиции по любому пространственному вектору меняет и понимание смысла, и чувственное восприятие многих рельефных образов на его поверхности.
Доисторического создателя данного выдающегося артефакта не интересовали детали пейзажа, окружающего олимпийскую глыбу. Автор был погружен в перипетии внутренней жизни ее обитателей.
Он, конечно, хотел внушить соплеменникам идею всесильного величия верховного божества, определяющего их судьбу. И выбрал для этого замечательный метод, по которому тяжелая неподвижность грозного каменного исполина выступает рельефным контрастом суетливому мельтешению и дрязгам антропоморфных созданий, кишащих на его божественном ковчеге.
По всей видимости, безымянный древний ваятель долго и тщательно подбирал исходный материал. В итоге им оказался «желвак» обтекаемой формы особо твердой темно - коричневой кварцитовой породы с уже знакомой нам редчайшей спецификой. Сверху этот приплюснутый темный квази-эллипсоид был покрыт , как яйцо скорлупой, оболочкой совсем светлой породы с микро - кварцитовыми вкраплениями, сверкающими на солнце, как водяные брызги.
Мастер микролитами выбирал на заготовке светлый слой, обволакивающий ядро, оставляя на обнажающейся темной поверхности камня лишь рельефные светлые жгуты (ил. 12.2). Они, совсем как пенные водные струи, извиваются, сливаются, переплетаются – образуя своим скольжением фантастические фигуры олимпийских обывателей.
Среди них немало образов, уже знакомых нам по другим артефактам. Тут и вытянувшееся в мощной водной струе двухголовое тело двуликого дозорного персонажа, уже знакомого нам по камню «Маска мамонта» (ил. 12.3).
Ил. 12.3
Воспроизведен и главный образ того камня с деформированным «носом»-хоботом. (ил. 12.4).
Ил. 12.4
Удивляет разнообразие способов, которыми ваятель усиливал воздействие своего произведения на соплеменников. Интересен, например, художественно-технический прием переходящих рельефных образов, экономящий ограниченную рабочую поверхность (ил. 12.5).
.
Ил 12.5
Кажущийся гротескной бородатая фигура на «ковчеге» (ил. 12.5) при внимательном изучении распадается в вереницу профильных силуэтов, шествующих в затылок друг за другом. Придавая вот так динамику статичному образу, автор развивал, конечно, какой-то сюжет, понятный соплеменникам, быть может, вполне мирской, из истории племени.
В разных местах поверхности всплывают контурные силуэты самого верховного титана (ил. 12.6), верифицируя тем самым сакральность каменного «ковчега».
Ил. 12.6
Они, сильно стилизованные, узнаваемы лишь по наличию хобота . Последний же приобретает специфическую форму, выражающую верховный примат именно мужской силы.
Важно отметить, что эта же идея и тем же способом выражена в рельефе на упоминавшемся красно-белом камне — через фаллический контур хобота мамонта самого устрашающего вида (ил. 12.7).
Ил. 12.7
Подобная ипостась высшего божества, разумеется, вопиюще несовместима с матриархальным родовым укладом старых добрых времен «кормящей птицы».
Столь глубокая метаморфоза главного культового образа подтверждает наш тезис о произошедшей радикальной смене родовой парадигмы. Вот и на данном «олимпийском ковчеге» умильные сюжеты сменились брутальными образами насилия, сценами нападения хищников на обреченные жертвы в воде и на суше (ил. 12.8).
Ил. 12.8
Вариативность и расплывчатость образа мамонта на «олимпийских» камнях может свидетельствовать о том, что ко времени их создания род давно уже не контактировал с живыми представителями вида, отошедшего в область племенных преданий. И в его мифологии само верховное божество, как исходный прародитель, постепенно приобретало антропоморфные черты легендарного вождя - родоначальника. В рельефных изображений такая трансформация должна была начаться, естественно, с укорочения хобота.
А из недр темного ядрища поднимаются рельефные образы персонажей ближнего круга верховного олимпийца (ил. 12.9).
Ил. 12.9
Одни существа еще зверообразны , другие человекоподобны. Как и большие камни «Бодин» и «Модин», малый «Ковчег» был также окрашен. Усиление цветовой интенсивности снимков показывает использование пигментов голубого, желтого и красного оттенков (ил. 12.10).
Ил. 12.10
Лики последних имеют индивидуальны черты и весьма выразительны. Некоторые из них заставляют вспоминать древнегреческие театральные маски. Маска трагедии, например, оплакивает все прошлые и будущие родовые несчастья (ил. 12.11).
Ил. 12.11
Индивидуальны образы «мыслителя» и «весельчака» (ил. 12. 12).
Ил. 12.12
А, например, карикатурный тип скандалиста-ругателя просто неподражаем (ил. 12.13).
Ил. 12.13
Иные ассоциации вызывает рельеф, представленный на ил. 12.14.
Ил. 12.14
Это уже не антропоморфный, а вполне человеческий облик, быть может, почитавшийся как образ легендарного вождя - прародителя племени. Его облик интересен тем, что имеет, скорее всего, племенные черты.
Он, усатый и безбородый, облачен в то двухслойное зимнее одеяние, которое соответствовало, несомненно, племенным обычаям эпохи. Его высокий головной убор кажется произведением искусного таксидермиста. «Портрет» представляет, как видим, и этнографический интерес. Другой рельеф (ил. 12.15) представляет собой, возможно, профильное изображение все того же легендарного персонажа, если судить по похожему высокому головному убору со звериной мордой.
Ил. 12.15
Быть может, впрочем, тот убор, явно подкрашенный, венчает голову как статусный атрибут.
Вряд ли является случайным изображение некоего вертикального предмета в руке фигуры. Судя по позе, это скорее всего церемониально-статусный «жезл». Значит, к тому времени в племени мог господствовал патриархально- вождистский уклад.
Существовал, вероятно, и сложный церемониал погребения вождей. На это может указывать рельеф с ликом усопшего (ил. 12.16).
Ил. 12.16
В этих краях самым трудным временем года были зимние полгода, с бесконечно длинными темными ночами, с лютыми холодами и пронизывающими из всех щелей ветрами. В сущности, остальные месяцы проходили в заботах о подготовке к зиме. Отголоски тяжких зимних испытаний есть и на данном камне. Более того, уникальность «Ковчега» и в том, что он представляет собой артефакт о зимнем бытовании племени и его божеств.
А в нем были, конечно, и радостные дни - при ясной солнечной погоде. Достаточно начать поворачивать этот камень под лучом яркого света, как вся его поверхность, включая обнаженные участки коричневой коренной породы, начинает сверкать, переливаться искрами, как единый драгоценный камень. Найден, заметим попутно, и другой сверкающий артефакт, настоящий образ «олимпа» в морозную зимнюю пору (ил. 12.17).
Ил. 12.17
Таким и должны были видеть аборигены реальный прототип своего мифического олимпа в солнечные морозные дни— обледеневшей глыбой. Как и на нашем камне, особенно ярко сверкали бы ледяными блестками светлые рельефы застывших водяных струй, опоясывающие каменную глыбу, и чуть голубеть прибрежная кромка первого льда.
На поверхности обсуждаемого камня кое-где выступают вполне человеческие лики обитателей , укутанных в заиндевевшие меховые одеяния (ил. 12.18).
Ил. 12.18
Увеличение цветовой интенсивности цифровых снимков камня показало, что первобытный мастер местами подкрашивал свое произведение. Он добавлял и холодный голубой тон заиндевевшим одеяниям тесно скучившихся сородичей и красный отблеск на их лицах от пламени спасительных костров . А на другие образы замерзающих людей грустно смотреть (ил. 12.19). Но они позволяют нам заглянуть в реальный, но исчезнувший мир.
Ил. 12.19
К этим образам можно добавить и другие рельефы человекоподобных персонажей на казалось бы тематическом «олимпийском» камне. В совокупности, подобных индивидов гораздо больше, чем стилизованных изображений божеств из животного мира в их собственном гнездилище.
Как будто автор, преследуя разнородные цели, решал две не пересекающиеся задачи. Используя современную терминологию можно было бы сказать, что первая из них было традиционной, культовой и духо-подъемной.
Вторая же, - в создании настоящей галереи бытовых типажей своих соплеменников, находящихся в стрессовых ситуациях. Образам этого рода ваятель не только не придавал какие-то звероподобные черты, нисходящие от мифических прародителей, но, напротив, старался в меру возможностей придать ликам человеческую индивидуальность.
И не в сильно стилизованной форме, как положено героям легендарного сказания, а в попытке связать с персонажем определенною эмоцию, исключительно человеческую. В групповых образах она носит печать привычных страданий от свирепого холода, со стремлением найти защиту у красно-багрового огня. Такие фигуры укутаны в кокон из разнообразных одеяний, включая меховые, в том числе из цельных шкур с сохраненной головой зверя.
Рельефные человеческие образы на камне, при всей их примитивности, представляют интерес как первоисточник уникальной информации о расе, о типе лиц, их внешнем виде, форме одеяний и других антропологических и этнографических сведений о людях данной первобытной культуры. Столь же интересны и отмеченные на камне детали внешнего вида соплеменников, их бытования в суровые зимние месяцы. Эти примитивные люди, оказывается, ценили аккуратность, если не красоту, своего внешнего облика. Они старались и умели придавать прическам, головным уборам и одеяниям из шкур и мехов даже некоторую прихотливость.
Открылась возможностью извлечь из данной находки и существенные сведения о социальной организации того сообщества: о трансформации нравов, о появлении института авторитарного вождизма, существовании какого-то похоронного обряда.
Обратимся теперь к культовому аспекту рельефов «Ковчега». Мы уже отмечали на других «олимпийских» образцах свидетельства прерогатив главного божества : поведенческой кодификации для племени, функций верховного надзора и карательного судилища.
Покажем, что и на камне «Ковчег» имеются соответствующие изображения. Грозный лик верховного божества выступает в струях стекающего потока (ил. 12.20), сверкая своим «всевидящим оком».
Ил. 12.20
Силуэт его фигуры занимает почти целиком одну из граней камня (ил. 12.21).
Ил. 12.21
Хотя его образ достаточно человекоподобен, ваятель, как видим, сохранил ему в качестве носа некий рудиментарный хоботок.
Там же в струях падающего куда-то вниз темного потока низвергаются какие-то тела с человекоподобными, искаженными эмоцией, ликами (ил. 12.22).
Ил. 12.22
Внизу, в бездне, их не ждало ничего хорошего, если судить по не очень приветливому облику ее хранителя (ил. 12.23).
Ил. 12.23
Не поэтому ли столь печален лик, помещенный ваятелем у вершины, быть может, также провинившегося индивида, предвидящего свою прискорбную судьбу (ил. 12.11).
Немного повернув камень, мы увидим другую сцену, также с низвергающимся вниз потоком. Возможно, мастер, способный на построение сложных сюжетов и продуманных композиций , изобразил здесь вход в племенной «тартар», охраняемый двуликими стражниками (ил. 12.24).
Ил. 12.24
Все вышесказанное означает, что поверхность камня «Ковчег» отнюдь не является вместилищем эклектического набора случайных образов. Напротив, мы имеем свидетельство продуманной композиции в рельефе, сложной по смыслу и технической реализации.
Полноте оценки художественной стороны артефакта «Ковчег» и таланта его создателя послужит, на наш взгляд, следующее наблюдение. Как известно, зрительское восприятие вещей выдающегося скульптора может стать иным даже при небольшом перемещении наблюдателя. Подобное, как кажется, происходит и с данным камнем. Изменение угла съемки легким поворотом камня в руке меняет статичную сцену, вызывая почти чувственное ощущение динамики стремительных струй (ил. 12.25, ср. с ил. 12.24).
Ил. 12.25
Но создателю «Ковчега» одних зрительных воспоминаний соплеменников о великом речном пороге не достаточно. Первобытные люди воспринимали мир, понятно, не только глазами, но и ушами. А освобожденный могучий водяной поток бьется о камни большого порога, как известно, с адским шумом и грохотом, как будто устрашающе рычит некое грозное божество. Без подобающего рева его образ был бы для соплеменников не полон. И вот, на видном месте «Ковчега», ваятель создает рельеф образа с широко распахнутым в крике ртом, впадина которого отмечена красным цветом (ил. 12.26). Как глашатай этой доисторической культуры.
Ил. 2.26
13. Другие обнаруженные мегалиты
Мы называли «мегалитами» зафиксированные нами на обследованной территории большие, не транспортабельные конно или вручную камни, на поверхности которых присутствуют рельефы, заведомо созданные рукой человека с помощью примитивных орудий.
Общее число этих камней составляет около полутора десятков (ил. 1.1-1.3). Их можно условно, по характерным признакам, подразделить на три категории. В первую включим большие одиночные «валуны», имеющие на сторонах или гранях своей поверхности один или несколько больших типовых рельефов понятного для любого аборигена смысла.
Они могли служить ими культовыми объектами, «дольменами», или просто информационными указателями, например, при территориальных разграничениях. Примером служит гранитный камень, расположенный в полусотне метров вглубь леса от современной северозападной опушки поляны. Его почти прямоугольная пологая сторона с диагональю порядка полутора метров, целиком занята большим рельефным образом (ил. 13.1). Он является сильно стилизованным образом мамонта, возможно, сакрального назначения.
Не столь далеко от этого камня находятся и другие одиночные мегалиты с замечательными рельефами на своей поверхности (ил. 13.2).
Но особого внимания заслуживают, конечно, мегалитические комплексы. На обследованной территории нами были обнаружены три компактные группы мегалитов, представляющих собой, судя по рельефам на камням, особые культовые объекты, скорее всего дольмены, то есть захоронения знатных персон. Каждый из них образован центральным мегалитом в сопровождении нескольких более мелких камней, также покрытых рельефными изображениями (ил. 13.3). Описание этих находок будет предметом нашей следущей публикации.
14. Некоторые предварительные гипотезы
Ее главное и фундаментальное отличие заключается в создании не только каменных орудий, но и - причем в изобилии - рукотворных рельефов на камнях. Целый ряд из них имеют имеют двойное, а не только утилитарное назначение. Не мало нашлось носителей изображений сугубо информационного, культового и даже «эстетического» содержания.
Причем изображения обнаруживаются на данной территории не только на выступающих из земли частях нескольких мегалитов, но и на многочисленных средних и малых камнях из различных горизонтов подпочвенного грунта. Своей множественностью разнообразные рельефы допускают в принципе статистическую систематизацию изображений. Часть их стандартно упрощена и стилизована, образуя примитивный прообраз пиктографической, если не иероглифической письменности.
Древние зрители могли ее «прочитывать» на больших сферообразных мегалитах, таких, как Бодин или Модин, обходя, например, камни вкруговую, останавливаясь, приседая на корточки и склоняя голову набок. Последовательность узнаваемых образов, могла образовывать самостоятельные комиксы, или служить иллюстрацией к речитативу племенного сказителя.
Тому пейзажу были, скорее всего, характерны нагромождения глыб, мощные каменные гряды, бурные протоки между озерами, с галечными отмелями и ревущими порогами, а также фрагментарные участки тощих почв со скудной растительностью. В таких местах невозможно прокормиться обработкой почвы. Даже малейших следов земледельческого уклада нет на найденных в разных местах многочисленных артефактах. Как нет и сцен охоты на зверя. Зато имеются многочисленные прямые указания на птиц и рыбу - в сюжетах прокормления.