Живописец Иван Никитин
Сайт историка искусства
Головкова Владимира Павловича
ПУБЛИКАЦИИ
ДОКУМЕНТЫ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
КОНТАКТЫ

                                                                 ЧАСТЬ 1

 

 


1. Введение


     Настоящее сообщение можно рассматривать как начальную публикацию артефактов развитой первобытной культуры, следы которой обнаружены нами на севере Ленинградской области. Насколько мне известно, какие-либо сообщения о найденных в данной местности артефактах каменного века ранее не публиковались.
     Первые из них были  случайно выявлены летом 2009 года в процессе форс-мажорного после-пожарного землеустройства. То есть обнаружение существования в данном местонахождении следов доисторической культуры произошло не в результате каких-либо работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия или имевших целью поиск и изъятие археологических предметов.
     Выявление культуры явилось следствием случайного стечения чрезвычайных обстоятельств, то есть произошло без нарушения требований Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ.
     Лишь много позднее предметы после-пожарной расчистки были осознаны как потенциальные артефакты. В дальнейшем какие-либо целенаправленные поиски артефактов на участке пожарища, которые могли быть связаны с нарушениями культурного слоя, строго исключались. Предметы, если таковые оказывались в поле зрения, визуально определялись на поверхности почвы, фиксировались видеозаписями с привязкой к месту обнаружения.
     Относительно недавний "спутниковый" снимок территории показывает бесспорные следы былых поселений. 
Количество и своеобразие камней, опознанных впоследствии как  орудия и камней с рельефными изображениями, включая несколько мегалитов, позволили сформировать предварительное заключение о базовых характеристиках обнаруженной культуры.
     Главное из них - об ее автохтонности. Культура, по всей видимости, возникла и эволюционировала самостоятельно, в изоляции, без каких-либо существенных внешних влияний. Во всяком случае, нам не удалось найти в литературе даже отдаленных аналогов ее каменным рельефам.
     Следующим является вывод об очень продолжительном периоде существования данной первобытной популяции. О том свидетельствует постепенная, но коренная смена ее родовой парадигмы. Она отозвалась, как увидим, переменами в пантеоне племенных божеств. Отразилась и в племенном мифотворчестве, запечатленном в рельефах каменных памятников этой культуры. Некоторые из них представляет собой монолиты с рельефными изображениями (ил. 1.1; 1.2; 1.3) на своих поверхностях.

1.1 На восточной опушке

Ил. 1.1

1.2а На юго-западной    опушке

Ил. 1.2

1.3а

Ил. 1.3

Другие имели средние и малые размеры.
     К сегодняшнему дню накопившиеся материал сформировал, как представляется, реальный объект научного знания. То есть пришла пора вводить феномен в научный оборот. Потому что дальнейшие исследования должны получить профессиональный формат, адекватный уровню открывшейся проблемы.
     Есть и второй мотив при выборе момента для настоящей публикации. По нашему мнению, еще можно успеть придать ареалу статус объекта культурного наследия федерального значения — до хозяйственного освоения его территории.
     Сам факт существования мегалитов с древними рельефными образами - как памятников культуры - имеет доказательную силу. Понятно, однако, что выдвинутые выше гипотезы о характере обнаруженной культуры требуют развернутого обоснования. Оно возникнет в процессе предстоящего детального обсуждения наиболее значимых из найденных артефактов.
     Фрагмент одного из них представлен в качестве примера на илл. 1.4.

1.4

Ил. 1.4     "Мыслитель"

Там изображена фигура человека, подперевшего голову рукой в глубоком раздумьи. Это нечто большее, чем примитивный скульптурный портрет, это характеристика и символ самой первобытной культуры. Ее люди умели ценить и мысли, и сомнения в них (ил. 1.5). 

1.5

Ил. 1.5     "Сомнение"

А умильная фигура матери, склонившейся над укутанным младенцем, открывает нам мягкость их первобытных нравов (ил.1.6).

1.6

Ил. 1.6     "Мать и дитя"

Но та же культура создала и массивную каменную маску божества гнева и мести (ил. 1.7) 

1.7

Ил. 1.7     Маска "Бог возмездия"

и отразила вожделенную добычу в глазах алчного соплеменника (1.8). 

1.8

Ил. 1.8     "Охотник"

Подобные образы более адекватны традиционным представлениям о менталитете людей каменного века.

Но почти неизменно присутствуют в сюжетах рельефов этой культуры изображения именно мамонта, и сильно стилизованные (ил. 1.9), и, как увидим, весьма натуралистические.  

20230609_052723

Ил. 1.9  Композиция с плачущим мамонтом

2. Очаг первобытной культуры

Уточним: камни, идентифицированные впоследствии как артефакты, обнаружены в процессе вынужденной, - после большого пожара,- расчистки территории на относительно небольшом земельном участке на Карельском перешейке. Речь идет о лесном хуторе в частном владении, площадью примерно в 30-40 соток, расположенном в северной части обширной, в несколько гектаров, лесной поляны. До ближайшего к нему населенного пункта — километры коренного соснового леса.
     В настояще время та огромная поляна, за исключением упомянутого хуторского участка, представляет собой заброшенную пустошь, давно заросшую дикой травой, без каких-либо видимых остатков былой человеческой деятельности. Однако, упоминавшийся "спутниковый" снимок этой же местности приносит интересные открытия (ил. 2.1).

2.1


Ил. 2.1


На нем мы видим эту поляну большим светлым островом в темнозеленом лесном
обрамлении. А на ней — тот самый земельным участок. Красным флажком там отмечено место расположения большого старого дома, еще финской постройки, сгоревшего летом в 2009 года.
     Этот относительно недавний "спутниковый" снимок имеет значение ключевого доказательства. На нем отчетливо проступили следы давних, ныне исчезнувших строений. Когда-то поляна была практически вся густо заселена.
Следы, оставленные былыми человеческими жилищами, достаточно ясно «стратифицируются» по шкале времен. А именно, - по разнице в четкости, зависящей прежде всего от глубины залегания в грунте, а также по характеру конфигурации конкретного следа.
2.1б

Ил. 2.1а


     Слабо различимые круговые контуры не регулярных форм относятся, как логично предполагать, к наиболее древним поселениям людей на данной местности. Включая, например, пространства, ограниченные кольцеобразным валом.
     Бури, все чаще случающиеся несколько последних лет, учинили гнездовую вывалку могучих деревьев в лесной полосе за вершинной северной границей поляны. Их вывернутые корневища оставили в земле глубокие ямы, куда выпадали камни, захваченные было корнями падающего дерева (ил. 2.2).

2.2

Ил. 2.2.


Как раз там, куда, как видно на "спутниковом" снимке, компактно уходят следы первобытных поселений.

     Выше мы упоминали одиночные монолиты с рельефными образами за опушками поляны (ил. 1.1; 1.2; 1.3). Кроме них, в разных местах более обширной лесной окрестности в различные годы попадались несколько групп из больших камней, включающие центральные глыбы, настоящие мегалиты.
     Лишь в самое последнее время  практически на всех тех камнях были замечены грубые рельефные изображения. Возможно, изначально эти группы были примитивными дольменами культового или погребального назначения.
     Они образуют очередное материальное доказательство былого существования первобытной культуры. Разумеется, и эти артефакты были зафиксированы детальной фото и видеосъемкой (ил. 2.3).

2.3

Ил. 2.3


Однако, все артефакты малых и средних размеров были обнаружены непосредственно на участке, обозначенном красным флажком на спутниковом снимке (ил. 2.1). Камни, опознанные годы спустя как артефакты,  появлялись при расчистке вышеупомянутого места пожарища и при последующей неизбежной уборке всей территории участка.
     Последняя происходила, обращаю внимание, без нарушения культурного слоя. Да в том и не было бы необходимости. Как оказалось, не опознанные камни с рельефами издавна покоились, как выяснилось позднее, слегка утопленные в грунт, непосредственно на поверхности земли (ил. 2.4-2.6).

2.4

Ил. 2.4

2.5

Ил. 2.5

2.6а

Ил. 2.6


Процесс их идентификации как артефактов состоял в простой очистке от мха, промывки и опознании проявлявшихся образов. После чего их фотографировали  и оставляли на своем месте.
     Тот странный на первый взгляд факт, что на сравнительно небольшом участке было обнаружено столь непропорционально значительное число обработанных древних камней, имеет свое естественное объяснение. Весьма вероятно, что в доисторические времена именно на данном участке, в месте пожарища, находился культовый очаг древней первобытной культуры.
     В ту эпоху он мог быть центром не только изготовления, но и массового подношения камней с сакральными изображениями. Быть может, именно этим объясняется изобилие находок именно при расчистке пожарища, включая место под домом, где когда-то существовал подземный погреб. Среди них было много камне совсем малых, в 2-5 см величины, с явно культовыми рельефными изображениями, порой весьма искусными, даже художественными.
     Одним из «интегральных» свидетельств по обоим последним тезисам являются остатки древней руины в юго-восточной части территории участка Сооружение когда-то было сложено без раствора, из разнокалиберных камней произвольной формы. Видно, что в поздние времена его многократно укрепляли, заливая сверху бетоном. Угловой фрагмент этой руины представлен на следующей фотографии (ил. 2.7).

2.7а

Ил. 2.7

Как выяснилось в дальнейшем, на некоторых ее камнях проглядывают рельефные образы, произвольно ориентированные в кладке по отношению к земле (ил. 2.8).

2.8

Ил. 2.8

Примитивность изображений и грубость рельефной обработки, по всей видимости, каменными орудиями, уводят воображение в глубь в первобытных времен (ил. 2.9).

2.9

Ил. 2.9

 Поляна, некогда гораздо более обширная, неисчислимое время служила пашней-кормилицей. На то указывали, - помимо руины на участке и следов мощения переходов, - остатки прежних фундаментов и старых, уходящий в землю стен строений,  предшественников сгоревшего дома (ил. 2.10), обнаруженных при расчистке участка ( и тут же засыпанных землей) . 

2.10а

Ил. 2.10

     Эти хуторяне — поколение за поколением — зачищали, как оказалось, кормящую поляну, собирая выступающие на пашне, год за годом, камни средней величины. Выносимые вручную за пределы пашни, они образовывали гряды, пунктирно, по опушкам, опоясывающие тогда еще огромную поляну.
     Под действием нарастающего веса, эти кучи камней постепенно оседали в грунт, сохраняя определенную стратификацию слоев рукотворных отложений. В их верхней, видимой и сегодня, части могут находиться камни и из глубинных почвенных слоев поляны.
     Но на поверхности последней сохранялось множество осевших в земле каменных глыб. Удаление подобных «макролитов» с поля было не по стародавним лошадиным силам.
Едва ли хуторских землепашцев заинтересовали бы какие-то едва различимые рукотворные знаки, восходящие, быть может, к послеледниковым эпохам, окажись таковые на тех тяжких камнях. Те древние люди  скорее всего вовсе не были их предками, даже самыми дальними.
     Но времена меняются. Первые послевоенные полтора десятка лет поле на поляне служило лишь местом выпаса местному коровьему стаду, зарастая потихоньку сорняками и мелколесьем. Но в 60-х годах прошлого века, на поляну пришли мощные трактора «Кировец». Они осуществили тотальную и глубокою вспашку поверхности, сплошь и рядом захватывая подпочвенный слой, так что, по словам очевидцев, все поле было усеяно песчаными «гребешками». Потом, с течением времени, на нем будут всплывать из грунтовых недр камни разных размеров, теряющиеся сегодня в траве и перелеске на снова зарастающей поляне.
     Но тогда, освобождая простор для бега сельхозтехники, могучие трактора сволокли с поля долой рассеянные по нему вековечные каменные монолиты - к опушкам окружающего леса, добавляя их к давним каменным грядам, а местами их и венчая.
     После столь радикального вычищения нетронутой оказалась только земля внутри ограды все того же личного участка - со старым, еще финским, домом, сохранявшимся до недавнего пожара. (Не осталось, например, и следа от огромных деревьев стародавнего хуторского сада, прилегавшего к тому личному участку...) . По завершении обработки почвы тракторами в нее была обильно внесена органика. Произросли разные злаки Но с начала 90-х годов поле оказалось вновь заброшенным.
     И только два очень крупных, глубоко сидящих в земле валуна не были сметены мощными тракторами, поскольку находились в пределах ограды личного участка. Но именно они оказались уникальными и наиболее ценными артефактами.
     Если монолиты, снесенные за опушки поляны, имеют на поверхности всего пару рукотворных рельефов, то тяжелые глыбы, сохранившиеся на участке, сверху донизу покрыты затейливыми рельефами. Они -то и сохраняют для нас память об исчезнувшей первобытной культуре. Рассказ о ней — на поверхности этих камней, в десятках древних образов зверей, людей и даже нескольких сцен.
     Именно они послужили нам базой для опознания малых и средних артефактов среди груд камней, оставшихся на участке после пожарища.
     Сюда добавился и  простой визуальный осмотр камней  в нескольких ямах под корневищами вековых деревьев, поваленных в разное время ураганными ветрами (ил. 2.2). Таким способом было обнаружено несколько новых артефактов. Эти камни нами фотографировались, но не перемещались.
     Практически все они покрыты рельефными изображениями. Последние оказались вполне родственными ранее найденным на поляне, на хуторском участке. Их родство — в тематической и смысловой близости образов, как и техники обработки камня.

(Далее: переход к Части 2 через рубрикатор вверху страницы).

 © В.П. Головков, с 18.04. 2023 года 

 

 


 

 


 

Яндекс.Метрика
В.П. Головков © 2014