Символика композиции выглядит однозначно. Божество определяет помыслы, поступки и, возможно, саму судьбу соплеменников.
Этот двойной образ доминируя на камне, находится в контексте какого-то сюжета. Действительно, на сравнительно небольшом артефакте (10 х 7,5 см), чья порода изобилует кварцевыми вкраплениями, сверкавшими некогда в солнечном луче, первобытный скульптор создал несколько разных рельефных образов на лицевой, обратной и боковых сторонах, включая вполне реалистическое изображение мамонта (ил. 6.18).
Ил. 6.18
Но выступающий из камня крупный рельеф (ил. 6.17) представляет собой — редкий случай — образ именно человеческой головы. Ее венчает четко выделенный контур плоского головного убора. Звери, как понимали аборигены, свою голову не покрывают.
Не исключено, что мы видим примитивный образ вождя — легендарного прародителя племени. Он дан в контексте какого-то понятного аборигенам сюжета, задаваемого определенной последовательностью других изображений на той же лицевой и, особенно, оборотной стороне камня (6.19).
Ил. 6.19
По-видимому, со временем образ крылатого божества стал расплываться. На представленной в качестве примера фотографии создание янтарного цвета, восседающее на черном камне, имеет с одного конца тела голову с заостренным клювом, а с другого - также голову, но без клюва, звероподобного вида (ил. 6.20).
Ил. 6.20
Обратим внимание, что на этом, как бы промежуточном, артефакте, крылатое божество, теряя натуралистический птичий вид, приобретает уже полу-фантастическое, мифологическое обличье.
7. Трансформация парадигмы первобытной культуры
Благополучие популяций в очень значительных интервалах времени ведет, как известно, к усложнению их мифологии, пополнению пантеона божеств, устроению его внутренней иерархии и специализации ролевых функций. В нашей культуре крылатое, снабженное клювом создание не просто входило в пантеон божеств той культуры, но, по крайней мере, на каком-то этапе ее эволюции, играла в нем доминирующую, возможно, тотемную для племени роль прародительницы.
Однако, как показывают артефакты, в процессе развития данной первобытной культуры с высокой вероятностью произошло экстраординарное событие — развенчание крылатого верховного божества и его фактическое низвержение.
Следовательно, имел место феномен перелома в племенном сознании, радикальное изменение экзистенциальной племенной парадигмы, повлекшее замену ипостаси главного родового божества.
Произошел плавный переход верховенства в пантеоне племенных божеств: от кормящей потомство птицы - через образ величественно застывшего в камне мамонта - к появлению в изображениях последнего антропоморфных черт.
Был обнаружен красочный камень, иллюстрирующий, как кажется, промежуточную стадию происходивших изменений (ил. 7.1).
Ил. 7.1
На одной его стороне изображен, скорее всего, лик племенного вождя, живого или легендарного. Картинка на другой грани, где маленький человек обнимает хобот огромного мамонта, может служить верификацией статуса этого вождя.
Метаморфоза образа имела форму постепенной трансформации хобота исполина кое-где в длинный, свернутый набок, нос (ил. 7.2), потом короткий, но расплющенный на конце, а в иных изображениях - в свисающий книзу длинный ус.
Ил. 7.2
Трудно представить себе подобную метаморфозу облика главного божества, если он был создан до завершении эпохи живых мамонтов.
Подобная замена главного родового божества означает замещение главных племенных ценностей их антиподами. Видимо, времена особого культа материнства, когда на мегалите могли вырезать огромный умильный образ женщины- матери в окружении младенцев-грудничков (ил. 7.3), безвозвратно миновали.
Ил. 7.3
Обоснование этого тезиса необходимо, однако, предварить рассмотрением другой самостоятельной темы в истории данной культуры: идеи первобытного «Олимпа».
8. Идея обиталища племенных божеств
Как известно, на каком-то этапе развития некоторых древних культур рождалась мысль о земном обиталище сообщества божественных созданий. Идея нередко включала пространственную локализацию и образную модель этого обиталища.
То есть, подобно древним грекам, свой «Олимп» разумно помещали в привычный ландшафт, но вне обжитого племенного ареала.
Конкретное пейзажное оформление Олимпа должно, конечно, потрясать воображения аборигенов, соответствуя чрезвычайному статусу божественных обитателей.
Найденные артефакты доказывают, что на каком-то этапе эволюции и в данной первобытной культуре родилась и оформилась идея конкретного обиталища общины божеств. Святилище разместили в местном суровом ландшафте, на валунах и в струях ревущего речного порога, возможно, существовавшего где-то по соседству.
Фактически из всего массива найденных нами артефактов можно вычленить и сформировать две группы камней, различающихся по фундаментальному признаку. Первую составляют артефакты с подчеркнутым верховенством существа с четкими идентификационными признаками в виде клюва и крыльев. Мы уже показывали целый ряд пример камней той категории.
Вторую же группу образуют не менее характерные «ландшафтные» артефакты - с пенными струями на камнях речного порога (ил. 8.1).
Ил. 8.1
На последних напрочь отсутствует сама идея доминирования летучей особи. Нет там и сцен кормления и защиты потомства.
Напротив, теперь верховным божеством стал мамонт. В «олимпийском» мире племени он выступает единолично, во внушительном и грозном обличии окаменевшего истукана, с обязательным хоботом, как видовым признаком (ил. 8.2).
Ил. 8.2
На артефактах божество изображается неподвижной массивной глыбой, омываемой струями клокочущего потока, в его пене и брызгах. А на разных гранях этого большого камня проступают сильно стилизованные, но явно слоноподобные контуры, узнаваемые по непременному хоботу.
Птичьему же персонажу в той группе артефактов отводится вспомогательная, служебная роль. Этот мифологический персонаж приобрел теперь двуликий образ в виде вытянутого тела, с птичьей и звериной головами на его противоположных концах. Мы уже встречали подобное на камне с «янтарной» особью, относящимся в действительности к «олимпийской» группе артефактов (ил. 6.20). Он теперь дальнозоркий крылатый надзиратель над людьми, осведомитель неподвижного главного божества. Последнее же, как можно судить по сумме наблюдений, вершит суд и судьбы племени аборигенов. Мы увидим, что на двух больших «олимпийских» камнях малый, но различимый рельеф двуликого дозорного вырезан в глазу окаменевшего главного божества (ил. 8.3), что красноречиво определяет функции соглядатая.
Ил. 8.3
На основании вышеизложенного имеется, по нашему мнению, достаточно оснований считать фактом радикальные перемены в пантеоне божеств данной культуры. Возникает, конечно, фундаментальный вопрос о ее причине. Выдвижению соответствующей гипотезы необходимо предпослать более подробное описание найденных «олимпийских» камней.
© В.П. Головков, с 18.04. 2023 года