Глава 3 «Флорентийский период» Ивана Никитина. «Амур спящий и Психея» (с. 81-154)
1. Вводные замечания (с. 81)
Следующая проблема, подлежавшая рассмотрению, была сформулирована в виде вопроса №2 перечня в разделе 10 Главы 1.
Первое обнаружение не портретной работы «персонных дел мастера» Ивана Никитина означает не только появление новой строки в коротком списке сохранившихся произведений этого крупного русского художника, но и выявление новой стороны его творчества. Поэтому логично предположить, что у придворного портретиста Никитина могли быть и другие не портретные вещи.
Где и что следует искать в первую очередь? Упоминание о них в архивах? Но любое сведение в явном виде о неизвестной работе Никитина было бы давно обнаружено. В запасниках музеев и в частных собраниях? Сторонним людям туда доступа нет. Но найти аргументы, указывающие причисленным или допущенным к запасникам лицам наиболее обещающее направление поисков не найденных до сих пор произведений Ивана Никитина представляется задачей полезной и интересной.
Обнаружение факта, содержащего новое качество, обычно ставит больше вопросов, чем даёт ответов. Вот один из них: если принята гипотеза о «венецианском происхождении» картины «Венера, раненная стрелой Амура», то почему в «итальянском багаже» вернувшегося на родину Ивана Никитина не могло быть работ флорентийского периода его пребывания в Италии?
Поскольку стажёр из далёкой Московии вряд ли получал заказы во Флоренции, это были, вероятно, не портретные работы. Вполне возможно, как и обнаруженный «венецианский» холст, - на сюжет из открывшегося художнику грандиозного античного мира.
Поиски следов хотя бы одной подобной работы Ивана Никитина и составляют содержание настоящей главы.