18. Резюме по описи Ухтомского 1818 года (с. 119-120)
Напомним логическую цепочку наших рассуждений. Было выдвинуто предположение, что сюжет картины «Венера, раненная стрелой Амура» сложился у Ивана Никитина в Венеции в процессе наблюдения за реализацией заказа на скульптуру Саввы Рагузинского. Оказавшись во Флоренции, он географически попал в сферу активной деятельности уже Юрия Кологривова по выполнению такого же задания государя Петра Великого – по приобретению лучших произведений в мраморе.
Наиболее ярким внешним событием, которое не могло не вызвать самого живого интереса русских пенсионеров во Флоренции была, наряду с покупкой античной «Венеры», продолжительная история торговли и приобретения скульптурной группы «Купидо спящий и Психа», о которой с невиданным в деловой переписке восторгом сообщал Ю.И.Кологривов кабинет – секретарю царя А.В.Макарову.
Мы выдвинули предположение, что И.Никитин не мог не восхититься замечательной поэтической историей из «Метаморфоз» Апулея, (подобно, как предполагали, случившемуся с ним в Венеции в связи с легендой из «Метаморфоз» Овидия) - и написал картину на сюжет той же кульминационной сцены текста Апулея, что и приобретённая Кологривовым скульптурная группа.
Опись Ухтомского, в которой меж сгруппированных работ Ивана Никитина под № 485 значится «Амур спящий и Психея», предоставляет документальное подтверждение нашей гипотезы о существовании этой работы Ивана Никитина.
Кроме того, такое документальное замыкание всей логической цепи выкладок данной и предшествующей глав является, на наш взгляд, весомым аргументом в пользу тезиса именно о флорентийском «происхождении» данной картины на тему «Метаморфоз» Апулея, связанную с деятельностью Кологривова по приобретению скульптуры.
Этот же результат поддерживает предположение о венецианском периоде пенсионерства Никитина как времени создания обнаруженного холста «Венера, раненная стрелой Амура» - на тему «Метаморфоз» Овидия, возникшую в процессе выполнения заказа Рагузинского венецианскому скульптору Торретто.