Живописец Иван Никитин
Сайт историка искусства
Головкова Владимира Павловича
ДОКУМЕНТЫ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
КОНТАКТЫ

Примечания и ссылки к главе 3

1. Ж.Мацулевич. Летний сад.. . Л., 1936, с. 51.

2. Андросов С.О. Петр Великий и скульптура Италии. СПб, 2004, с. 249

3. Неплюев И.И. Жизнь Ивана Ивановича Неплюева. // Отечественные записки. 1824. Ч. 19, с. 106.

4. А.Г.Каминская. Автореферат канд. дисс. Л.. 1982, с. 6.

5. Андросов С.О. Петр Великий..., с. 248.

6. Там же, с. 250, 252.

7. А.Г.Каминская. Юрий Иванович Кологривов.// Проблемы развития русского искусства, вып. 14. Л., 1981, с. 11.

8. Там же, с. 9, 10.

9. Там же, с. 14.

10. 3. Ж.Мацулевич. С. 53.

11. Там же, с. 52.

12. 3. Ж.Мацулевич. С. 63,64.

13. Андросов С.О. Петр Великий..., с. 261.

14. Там же, с. 257.

15. Судя по мемуарам И.И.Неплюева, в те времена в Ливорно из Флоренции добирались достаточно просто - водным путём: по реке Арно до Пизы (40 миль) и "каналом" от Пизы до Ливорно (16 миль).

16. Андросов С.О. Петр Великий, с. 259.

17. С.О.Андросов. Живописец Иван Никитин, с. 63.

18. Апулей. Метаморфозы. Перевод С.П.Маркиша. Изд. АН СССР, М.. 1959, с. 169.

19. Лебедева Т.А. Иван Никитин, с. 54. С.О.Андросов. Итальянская скульптура в собрании Петра Великого, с. 24, 48.

20. Петров П.Н. Указ. Соч., с. 220.

21. С.О.Андросов. Живописец Иван Никитин. С.64.

22. Там же, с. 68.

23. Там же, с. 67. Георгий Поликала - итальянец греческого происхождения, был личным врачом у царицы Екатерины.

24. Там же, с. 106.

25. Там же, с. 198.

26. Там же, с. 200.

27. Там же, с. 96. Об этой работе И.Никитина ничего не знали в XIX веке ни И.А.Акимов, первым опубликовавший сведения о русских жудожниках - петровских пенсионерах в 1804 году, ни П.Н.Петров, ни А.Ф.Кокоринов, стоявший у истоков собирания картин в Императорской Академии художеств, ни библиотекари - хранители академического музея в XVIII веке К.И.Головачевский (1735 - 1823) и, позже, А.Г.Ухтомский (1770—1852).

28. Решение о возвращении Никитиных из ссылки было принято ещё правительницей Анной Леопольдовной в апреле 1741 года.

29. РГАДА ф. 282 /Юстиц-коллегия/, оп. 1, ч. 1, 1731 г., д. 414.

30. П.Н.Петров. Указ. соч., с. 216.

31. С.О.Андросов считает, что портрет усопшего Петра нельзя считать законченной картиной, выполненной по официальному заказу и предназначенной для дворцового ведомства, а изображение "напольного гетмана" не имеет признаков заказного портрета. С.О.Андросов. Живописец Иван Никитин, с. 83, 102.

32. Не исключено, впрочем, что это был условно атрибутированый Никитину портрет Петра I из Гос. Музея-заповедника "Павловск".

33. С.О.Андровов. Живописец Иван Никитин, с. 152.

34. П.Н.Петров, Указ. соч., с. 219; Н.М.Молева, Э.М.Белютин. Живописных дел мастера. С. 73; С.О.Андросов, Живописец Иван Никитин. С. 155.

35. П.Н.Петров. Указ. соч., с. 217.

36. П.И.Бартенев. Архив кн. Воронцова, кн. 5, М., 1872. "Бумаги графа Александра Романовича Воронцова", ч. 1, с. 127. Далее М.И.Воронцов сообщает о высочайшем разрешении выехать с супругой за границу, чем он и воспользовался со всей поспешностью.

37. Под редакцией и с примечаниями П.Н.Петрова. СПб, 1864-1866.

38. П.Н.Петров. Александр Филипович Кокоринов. СПб, 1870.

39. В.Ф.Левинсон-Лессинг. История картинной галереи Эрмитажа. Л., 1986, с. 49.

40. Проф. Д.В.Айналов. Истории русской живописи от XVI по XIX столетие. СПб, 1913, с. 100.

41. С.О.Андросов. Живописец Иван Никитин, с. 106. По мнению П.Н.Петрова, братья Никитины занимались в Тобольске главным образом иконописанием и отчасти портретами. См. П.Н.Петров. Указ. соч., с. 214.

42. Я.Штелин. Любопытныя и достопамятныя сказания о императоре ПЕТРЕ ВЕЛИКОМ изображающия истинное свойство сего премудраго Государя и отца отечества. СПб, 1786, с.178.

43. РГИА, ф. 789, оп. 1, ч. 1, д. 570 и 2866; Памятник искусств, СПб, 1842; Сомов А.И. Картинная галерея Императорской Академии художеств. Каталог оригинальным произведения русской живописи.Ч. 1, 1872; Ч. 2, 1874.

44. Петров П.Н. (ред). Академия художеств, Сборник материалов для истории… . 1864- 1866. Юндолов А.Е. Указатель к Сборнику материалов для истории С.-Петербургской академии художеств за 100 лет ее существования, изданному под редакцией почетного вольного общника Академии П.Н. Петрова с его примечаниями - 1887.

45. Императорская Академия художеств. Указатель находящихся в Академии произведений по алфавиту имен художников и предметов. Типография Фишера. 1842. (Переплетено совместно с увражем "Памятник искуств".)

46. А.И.Сомов. Картинная галерея Императорской академии художеств. Ч. II. 1874, с. II.

47. Там же.

48. В 1765 г. из Царского Села «для пользы учеников» поступило более сорока произведений придворного живописца И.- Ф. Гроота, руководившего в Академии классом «зверей и птиц».

49. Кат. ГРМ 1998 г., № 467.

50. По Каталогу ГРМ размеры портрета несколько больше: 88х67,5 против 85х66 у Головачевского. Такие отклонения отмечались и в других подобных случаях. Вероятно, Головачевский измерял висевшие картины внутри окон рам, "деланных в Академии".

51. Петров П.Н. Указ. соч., с. 216. Речь идёт о произведении Рафаэля римского периода с изображением Мадонны в одежде римской простолюдинки, маленьких Христа и Иоанна Крестителя, которое мог видеть И.Никитин в 1717-1719 годах во Флоренции, в Palazzo Pitti.

52. Размеры, указанные в футах и дюймах, больше размеров оригинала. В дальнейшем картина была продана, вероятно, через факторию академии. Копия той же картины Рафаэля тех же размеров, что и работа в описи Головачевского, появляется на выставке в ИАХ в 1886 году. В Каталоге Б.К.Веселовского ( «Каталог галереи графа Н.А.Кушелева - Безбородко. Под наблюдением А.И.Сомова», СПб, 1886, с. 27) написано: "Копия неизвестнаго с картины " Madonna della cedia", находящейся в Флорентийской галерее... Ш. и В. 2ф 5,45 д - Х." Это единственная копийная вещь в каталоге замечательной коллекции графа Н.А.Кушелева - Безбородко, завещанной им Академии художеств в 1862 году, ставшей ценнейшим пополнением академического музея.

53. Б.К.Веселовский. Каталог галереи графа Н.А.Кушелева - Безбородко. С. 174. В каталоге пять вещей Ротари. Одна из них - голова мальчика, четыре - головы одной и той же девочки.

54. Оленин А.Н., Краткое историческое сведение о состоянии Академии художеств, с 1764-го по 1829-й год. СПб, 1829, с. 4. "По кончине бывшаго Президента сей Академии Графа А.С.Строганова, преимущества, с сим званием связанныя, отнесены были ... к лицу Г. Министра Народнаго Просвещения".

55. Н.Н.Врангель. Каталог старинных произведений, хранящихся в ИАХ".// "Старые годы" за 1908 год, с. 7, 23. В этой статье историк искусства Н.Н.Врангель, обозревая историю академического собрания, пишет (с. V): "Много прекрасных произведений погибло в Академии художеств . Исчезли картины Шуваловской коллекции,.. пропали безследно произведения Буше, Альтдорфера, Андрея Матвеева, графа Растрелли - отца, Мартоса, Ф.Щедрина, Кипренского.. ."

56. Он был назначен Инспектором академии в 1771 году, но пробыл в этой должности только три года. В последующие пять лет написал большинство своих работ - портретных и на исторические темы. В 1777 году определён в ведомство медицинской коллегии рисовальным учителем. В 1783 году К.И.Головачевский был вновь назначен Инспектором академии.

57. П.Н.Петров. Сборник материалов для истории.., ч. 2, с. 28 -29.

58. Оленин А.Н. Краткое историческое сведение о состоянии Императорской Академии художеств с 1764 по 1829 год. С. 77.

59. Н.Н.Врангель, с. 24.

60. Там же.

61. Исаков С.К. Краткий очерк истории ИАХ. СПБ, 1914, с. 5.

62. Оленин А.Н., с. 31 - 35.

63. А.Н.Оленин отметил, что под его собственным руководством к 1829 году, без дополнительных субсидий академическому бюджету, долгов осталось на 194 руб. 02 коп.

64. Характерная подробность: ещё в 1800 году Огюст де Шуазёль-Гуфье, назначенный холстов.

65. РГИА, ф. 789, оп. 1, ч. 1, д. 2866, л. 122 об.

66. П.Н.Петров. "Сборник материалов для истории ИАХ", ч. 1, с. 489, 501, 512.

67. РГИА, ф. 789, оп. 1, ч. 1, д. 2866, л. 1.

68. Там же, л. 2.

69. Н.Н.Врангель, с. 24.

70. П.Н.Петров. Сборник материалов для истории.., ч. 2, с. 86.

71. РГИА, ф. 789, оп. 1, ч. 1, д. 2866, л. 122 об.

72. "Collection d'estampes d'après quelques tableaux de la Gallerie de son exc. m-r le compte A.Stroganoff."

73. № 25 в описи Головачевского.

74. . Я.Штелин. Любопытныя и достопамятныя сказания…. , с.178.

75. Акимов И. Краткое историческое известие о некоторых российских художниках. // Северный вестник. 1804. Март.

76. П.Бартенев. Биография И.И.Шувалова. М., 1857, с. 39.

77. С.О.Андросов. Живописец Иван Никитин. С. 195-198.

78. Каталог 1842 года, последний редакторский абзац.

79. Барон С.Г.Строганов заложил основы знаменитой строгановской галереи.

80. Поскольку в ту пору М.И.Воронцов был ещё только вице-канцлером, и подлинным весом в глазах влиятельных европейских особ обладал канцлер Бестужев, вероятно, молодой А.С.Строганов использовал его рекомендации в общении со знакомцами Воронцова по его первой заграничной поездке в 1745 – 1746 годах, когда он посетил, в частности, Венецию. Не лишен интереса, на наш взгляд, и тот факт, что Строганов располагал также рекомендательными письмами к сведущим людям академика Академии наук Миллера, известного историка.

81. Писаренко К. А. Вступительная статья: Из семейной хроники рода Строгановых // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв. Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2005. — [Т. XIV]. — С. 9—10 и далее.

82. В 1777 году супруга Строганова увлеклась бывшим фаворитом Екатерины II Корсаковым и уехала с ним в Москву.

83. Ныне редчайший лист, имеется в отделе эстампов РНБ.

84. Архив Я.Штелина включал огромное количество рукописей и разных бумаг. Это собрание почти целиком поступило от наследников Штелина в «древлехранилище» М. Погодина, а из него — в Императорскую Публичную библиотеку. Ныне - в ОР РНБ.

85. А также собрание эстампов, камней, медалей и монет. Собрал книгочей Строганов и замечательную по тем временам библиотеку.

86. Хорошо сохранённые экземпляры есть в отделе россики РНБ.

87. По установленному Советом Академии порядку эстампы продавались через факторию в соответствии с детальным прейскурантом, во времена Строганова утверждавшимся Советом.

88. Монография,с. 112, 114.

89. Затем имение Марьино перешло к Сергею Павловичу Голицыну. Оно было национализировано в 1918 году.

90. За программу "Великий князь Изяслав Мстиславович чуть не изрубленный воинами, его не узнавшими в бою, открывается им".

91. За картину "Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев".

92. Использованы материалы статьи Н. Борисовской в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.

93. Он обучал рисованию детей императора Павла I, заведовал шпалерной мануфактурой, но его собственные работы появлялись все реже.

94. В 1800 году А.В.Ступин оставляет на время семью в Арзамасе и едет для получения художественного образования в Петербург, где становится "посторонним учеником" Академии художеств.

95. И.Акимов. Краткое историческое известие о некоторых Российских художниках, с. 348-349.

96. Среди этих «домов» могли быть и особняки канцлера А.Р.Воронцова и кн. Е.Р.Дашковой, племянника и племянницы М.И.Воронцова. Вовсе не обязательно, что все вещи, приобретенные М.И.Воронцовым из наследства И.Никитина, были переданы в Академию художеств.

97. № 132 в описи Головачевского 1773 года и № 309 в каталоге 1842 года.

98. Пушкин, XVI, с. 111. Научно-исслед. работа в худож. музеях. М., 1975, ч. 2, с. 166, 187; Лит. архив, I, с. 230—231 (с портретом Пушкина).

99. П.Н.Петров (ред.). Сборник материалов..., с. 392.

100. Там же, с. 410.

101. Там же, с. 416.

102. Там же, с. 207-208.

103. Зелов Д.Д. “Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России” И.И.Голикова (к вопросу об обстоятельствах создания и современном научном значении) // Петровское время в лицах–2003. Спб.,2003. Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли. СПб., 1847. Ч. 1. С. 413. Мезин C. A. Русский историк И . И . Голиков . Саратов, 1991. С. 51. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1963. Кн. 9. С. 542.

104. Семён Иванович Мордвинов в январе 1716 года был направлен в Ревель для прохождения службы на корабле "Архангел Михаил" гардемарином. Весною этого же года совершил переход на вышеназванном корабле в Копенгаген. Из Копенгагена, по повелению Петра I был послан в составе группы гардемаринов для обучения во французский город Брест, куда прибыл в феврале 1717 года. По прибытии был произведён в гардемарины французского флота, 11июля 1722 года — в корабельные подпоручики. 30 октября 1722 года С. И. Мордвинов вернулся в Россию. Иван Лукьянович Талызин (1700-1777) получил образование в Морской академии, куда поступил в 1715, но уже в следующем году в звании гардемарина был послан для изучения экипажмейстерского дела за границу, сначала в Англию, затем в Голландию, где пробыл, с небольшими перерывами, 12 лет. В Россию возвратился только в 1729 году.

105. В 1708 году Мишуков участвовал в разгроме шведского генерала Либекера и был награжден золотой медалью в 22 червонца. Через два года царь пожаловал его в штурманы. Захар участвовал с царем в Прутском походе 1711 года и, несмотря на неудачу похода, был произведен в подпоручики гвардии.

Видимо, Петр решил, что пора определить молодого офицера к настоящему делу. В 1713 году Мишукова зачислили во флот унтер-лейтенантом, 16 августа пожаловали в лейтенанты. В кампании 1714 года он находился при царе и 16 июня был послан парламентером на шведский флот. Участвовал Мишуков и в Гангутском сражении; в ноябре 1714 года его среди других наградили золотой медалью в 11 червонцев с золотой цепью на 25 червонцев; при этом экономный царь отобрал у него прежде данную медаль в 22 червонца.

В 1715 году царь доверил Мишукову ответственное поручение. Тот был отправлен на бригантине для сопровождения в отечество освобожденного из плена шведского генерал-майора Горна. Вероятно, ему была поручена и другая задача - ведение разведки. Шведы заподозрили неладное и задержали моряка вместе с бригантиной на 2 года. В 1717 году его освободили из плена "на обмен". 13 февраля 1718 года Захара произвели в капитан-лейтенанты. В 1719 году он принимал участие в экспедиции галерного флота к шведским берегам и рапортовал лично царю.

106. С.О.Андросов. Живописец Иван Никитин, с. 50.

107. Неплюев И.И. Жизнь Ивана Ивановича Неплюева. // Отечественные записки.

1824. Ч. 19, с. 106.

108. Владимир и Вера Семеновы. "Губернаторы Оренбургского края". Оренбург, 1999.

109. Там же, Ч. 21, с. 429 и далее.

110. Как известно, Александр I в 1802 г. назначил А.Р.Воронцова государственным канцлером и главой Комиссии по составлению законов. Это было временем торжества для братьев Воронцовых; господство Наполеона вызвало разрыв с системой Панина, искавшего союза с Францией и Пруссией, и требовало сближения с Англией и Австрией. В Лондоне находился его брат Семён Романович, англоман, уважаемый тамошними государственными деятелями; а союз с Австрией возвращал его к системе Петра I, как бы унаследованной от дяди, Михаила Илларионовича. Выставляя во всех своих докладах императору, в течение 1802—04 гг., важность и значение союза с Австрией и особенно с Англией и указывая на значительный вред от наполеоновских «перековеркиваний», на необходимость совместных вооружённых действий против него, Александр Романович много способствовал разрыву с Наполеоном в 1803 году.

В последней четверти XVIII — начале XIX вв. владел усадьбой "Андреевское"

Владимирской губернии, которая при нём достигла своего расцвета (ныне село

Андреевское в Петушинском районе Владимирской области). В имении была

картинная галерея.

111. П.И.Бартенев. Архив князя Воронцова. Бумаги разного содержания. Кн. 24, М., 1880,

с. 226.

112. В.Ф.Левинсон-Лессинг. С. 44. См. также: Успенский А.И. Словарь художников, в XVIII

веке писавших в императорсих дворах". М., 1913, с. 63.

113. РГИА, ф.789, оп. 1 ч. 1, д. 2866.

114. Каталог ГРМ, 1998, с. 133.

115. Сомов А.И. Картинная галерея ИАХ. 1872, с. 1. А.И.Сомов называет автором портрета Дангауера (Таннауера), ссылаясь на "существующий теперь же рукописный инвентарь музея". (Вероятно, имелась ввиду опись Ухтомского 1818 года, где портрет числился работой "Донгоуера"). Однако, ниже А.И.Сомов ссылается на каталог выставки портретов исторических лиц 1870 года П.Н.Петрова, где автором этой картины назван Никитин. Сомов называет это утверждение Петрова "самым вероятным".

116. Васильчиков А.А. О портретах Петра Великого. М., 1872, с. 97.

117. РГИА, ф. 789, оп. 1, ч. 1, д. 570, № 124, № 320.

118. Васильчиков А.А., с. 19.

119. РГИА, ф. 789, оп. 1, ч. 1, д. 570, л. 12.

120. А.И.Сомов во второй части своей работы 1872 года сообщил о передаче в академию в 1762 году не 28 картин, как А.А.Васильчиков, а уже 48.

121. П.И.Бартенев. Биография И.И.Шувалова, М., 1857, с. 35.

122. Там же, с. 9.

123. Исаков С.К. Краткий очерк истории ИАХ. СП., 1914, с. 1.

124. Петров П.Н. Сборник материалов.., ч. 1, с. 75.

125. РГИА, ф. 789, оп. 1, ч. 1, д. 570, л. 11 об.

126. Неопубликованные части "Архива кн. Воронцова" хранятся в Москве — в РГАДА, РГБ, ГИМ; в Петербурге - в РГИА, в Пушкинском доме; во Владимирском областном музее, архиве Крымской области; в Одесской публичной библиотеке.

127. РГИА, ф. 789, оп. 1, ч. 1, д. 570, л. 44. " 1765 году июль .. числа прислано Его Высокопревосходительством Господина президента Ив.Ив. Бецкаго именем господина Канцлера графа Михайлы Ларионовича Воронцова две книги а именно

1. Книга наука живописи с рисунками господина тацетта в кожаном переплете на фр. яз.

2. Вассарио. Книга описания жизни и ...(нрзб) живописцев и архитекторов на

италианском языке в трех томах в кожаном переплете в четверть".

128. С.О.Андросов. Русские заказчики и итальянские художники в XVIII веке. СПб, 2003, с. 156.

129. Там же, с. 160.

130. Там же, с. 181.

131. Там же, с. 158.

132. В то время Тьеполо был в Венеции. Только в 1761 году по приглашению испанского короля Карла III он переехал в Мадрид, где оставался до конца своей жизни.

Яндекс.Метрика
В.П. Головков © 2014