ГЛАВА 1. Неизвестная картина Ивана Никитина (с. 9-40)
1. Художник Иван Никитин (с. 9)
При оценке вклада художника Ивана Никитина в отечественное искусство лучше всего предоставить слово известным исследователям его творчества.
"Ни один художник, в представлении последующих поколений, так полно не олицетворял своим творчеством свершившегося в русском искусстве начала XVIII века "чуда", как Иван Никитин. Его портреты, мастерские, а подчас прямо виртуозные по технике, глубокие до психологизма..., наглядно ставили молодую русскую живопись на одну ступень со всем европейским искусством.
За недолгим ученичеством почти мгновенно наступает зрелость, отмеченная к тому же у Никитина блеском большого таланта. Никитин пользуется особой любовью Петра I и широкой популярностью среди современников. Его первого вспоминают потомки, когда в конце XVIII века возникает потребность в создании истории родного искусства. Его полотна неоспоримо становятся краеугольным камнем в здании светской живописи»1.
"На фоне русского искусства начала XVIII века фигура Ивана Никитина, первого отечественного живописца, ставшего вровень с лучшими европейскими художниками, нам кажется почти неестественно яркой . Его лучшие портреты поражают не только зрелостью и мастерством, но профессионально намного превосходят то, что создавалось русскими живописцами вплоть до Д.Г. Левицкого"2.
"Интерес к жизни и творчеству Ивана Никитина, выдающегося русского портретиста, в настоящее время необычайно велик. Многие искусствоведы изучают творческое наследие художника, что, однако, не привело ещё к единодушной атрибуции приписываемых ему произведений"3.
К нашим дням сохранилось лишь очень малое число работ Ивана Никитина и Андрея Матвеева, к тому же почти все их произведения не подписаны. В Русском музее имеется лишь 5 работ, безусловно атрибутируемых Ивану Никитину, 3 работы Андрея Матвеева, в ГТГ - лишь 3 работы Ивана Никитина, и ни одной - Андрея Матвеева4.Таким образом, достоверно приписываемые этим художникам картины можно пересчитать едва ли не на пальцах рук. Именно они образуют так называемый эталонный ряд произведений этих художников.
В одном из петербургских антикварных магазинов в 2004 году был обнаружен старый холст, живопись которого близка хрестоматийной картине на доске «Венера и Амур», давно (в силу исторической традиции) атрибутированной Андрею Матвееву5 и экспонируемой в Петровском зале Государственного Русского Музея. Она входит в эталонный ряд произведений Матвеева, состоящий всего из пяти - шести картин.