9. Об атрибуции картины "Венера, раненная стрелой Амура" (с. 35-36)
В общем случае даже наличие подписи отнюдь не является сертификатом подлинности картины. В свою очередь, и указание фамилии художника на подрамнике или обороте дублировочного холста вовсе не служит достаточным признаком для безусловной атрибуции. Точно так же не является достаточным указание в письменном источнике фамилии художника как автора произведения. Так, как упоминалось, Павел Петрович Свиньин приписал Андрею Матвееву картину "Пётр на смертном одре", очевидно написанную с натуры, хотя Матвеева в момент смерти Петра I ещё не было в России (он вернулся на родину в 1727 году). В таких ситуациях снятию знака вопроса при атрибуции той или иной вещи конкретному художнику предшествуют долгие дискуссии искусствоведов. Проблема здесь состоит в том, что невозможно чётко сформулировать критерии принятия того или иного решения.
Но какое-то вменяемое рациональное зерно можно себе представить. В качестве примера приведём следующие упрощённые соображения - применительно к нашему случаю.
Допустим, утверждается, что некий признак, видимый на всех эталонных работах предполагаемого автора, (например, болюсный грунт или особый мазок) присутствует и на данном холсте с известной датировкой. Допустим, далее, что на этом основании холст атрибутируется, например, Никитину.
Возьмём достаточно плохой вариант: пусть вероятность ошибки атрибуции в этом случае будет 80%. (Р1=0,8). Теперь предположим, что обнаружено 22 таких независимых друг от друга признаков (при «статистической устойчивости» почерка художника и отсутствии исключающего признака). Тогда, по теории вероятности, несколько упрощая, получим следующую вероятность ошибочной атрибуции вещи этому художнику:
Р22 = (0,8)22=0,0059 = 0,59%
Таким образом, вероятность ошибки при атрибуции оказалась меньше одного процента. В качестве разумной общей процедуры имело бы смысл договориться о том, начиная с какой величины вероятности ошибки снимается знак вопроса. Представляется, что в нашем частном случае далеко превзойдены все разумные пороги.
Соответственно, можно утверждать, что в нашем случае авторство Ивана Никитина картины «Венера, раненная стрелой Амура» практически достоверно.
Обсуждаемая картина была впервые публично показана под названием "Венера, раненная стрелой Амура" как работа Ивана Никитина в Москве, 27 февраля 2010 года, в первый день работы XXVIII Российского антикварного Салона57.