Живописец Иван Никитин
Сайт историка искусства
Головкова Владимира Павловича
ДОКУМЕНТЫ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
КОНТАКТЫ

9. Об атрибуции картины "Венера, раненная стрелой Амура" (с. 35-36)

В общем случае даже наличие подписи  отнюдь не является сертификатом подлинности картины.  В свою очередь, и указание фамилии художника на подрамнике или обороте дублировочного холста вовсе не служит достаточным признаком для безусловной атрибуции. Точно так же не является достаточным указание в письменном источнике фамилии художника как автора произведения. Так, как упоминалось, Павел Петрович Свиньин приписал Андрею Матвееву картину "Пётр на смертном одре", очевидно написанную с натуры, хотя Матвеева в момент смерти Петра I ещё не было в России (он вернулся на родину в 1727 году). В таких ситуациях снятию знака вопроса при атрибуции той или иной вещи конкретному художнику предшествуют долгие дискуссии искусствоведов.  Проблема здесь состоит в том, что невозможно чётко сформулировать критерии принятия того или иного решения.

    Но какое-то вменяемое рациональное зерно можно себе представить. В качестве примера приведём следующие упрощённые соображения - применительно к нашему случаю.

    Допустим, утверждается, что некий признак, видимый на всех эталонных работах предполагаемого автора, (например, болюсный грунт или особый мазок)   присутствует и на данном холсте с известной датировкой.  Допустим, далее, что на этом основании  холст атрибутируется, например, Никитину.

    Возьмём достаточно плохой вариант: пусть вероятность ошибки атрибуции в этом случае  будет 80%. (Р1=0,8). Теперь предположим, что обнаружено 22 таких независимых друг от друга признаков (при «статистической устойчивости» почерка художника и отсутствии исключающего признака). Тогда, по теории вероятности, несколько упрощая, получим следующую вероятность ошибочной атрибуции вещи этому художнику:

                Р22 = (0,8)22=0,0059 = 0,59%

    Таким образом, вероятность ошибки при атрибуции оказалась меньше одного процента. В качестве разумной общей процедуры  имело бы смысл договориться о том, начиная с какой величины вероятности ошибки снимается знак вопроса.     Представляется,  что в нашем частном случае далеко превзойдены все разумные пороги.   

    Соответственно, можно утверждать, что в нашем случае авторство Ивана Никитина картины «Венера, раненная стрелой Амура» практически достоверно.  

    Обсуждаемая картина была впервые публично показана  под названием "Венера, раненная стрелой Амура" как работа Ивана Никитина в Москве, 27 февраля 2010 года,  в первый день работы XXVIII Российского антикварного Салона57.

Яндекс.Метрика
В.П. Головков © 2014