Живописец Иван Никитин
Сайт историка искусства
Головкова Владимира Павловича
ДОКУМЕНТЫ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
КОНТАКТЫ

11. Где и когда могла быть написана картина? (с. 79-80)

Приведенные выше аргументы в пользу авторства Никитина не только обнаруженного холста, но и Петровского альбома, взаимно поддерживают друг друга, хотя для картины они играют только дополняющую роль.

Но они необходимы для выдвижения предположения, где и когда могла быть написана Никитиным замечательная картина "Венера, раненная стрелой Амура".

Использованный автором дешёвый холст грубого плетения в принципе позволяет предположить, что вероятным временем создания картины являются 1729-1732 гг., время семейных неурядиц, немилости, исчезновения заказов на царские портреты, когда Иван Никитин «пытается проявить инициативу в получении непортретной работы», но ему было объявлено «с подпискою, чтоб он довольствовался от трудов своего художества, ибо в нём в Канцелярии от строений ныне нужды не имеетца».

Однако, изложенные в этой части нашей работы соображения позволили увидеть чёткий "венецианский" след в данной картине. За прошедшее десятилетие после возвращения Никитина из Италии он должен был бы "остыть". Поэтому нам представляется более обоснованным другое предположение о времени и месте создания произведения.

Никогда не покидавший Россию художник, оказавшийся в Венеции, в городе Сан Марко, в окружении первоклассной скульптуры и живописи не мог не испытать настоящего потрясения. Такого не случалось и ещё очень долго не случится ни с одним другим русским художником. Видимо, трудно переоценить тот эмоциональный, духовный и творческий подъём, который должен был переживать восприимчивый Никитин в этот свой "вольный" год в Венеции, столь много ему давший, наблюдая творческий процесс в мастерских венецианских скульпторов и живописцев. В таком состоянии духа, при таком напряжении духовных сил большие художники способны на создание значительных вещей и они в подобные моменты обычно берутся за кисть. Выбор сюжета - одна из легенд Овидия - определился тем, что он, русский художник, впервые оказался в "гуще" итальянской боттеги, в "котле" творческого процесса создания художественных произведений на эти новые для него поэтические сюжеты античной классики.

С учётом всего сказанного представляется вполне обоснованным предполжение, что картина "Венера, раненная стрелой Амура" была создана (или по крайней мере задумана и начата) в период годичного пребывания Никитина в Венеции в 1716-1717 гг.

Тот факт, что работа написана на дешёвом холсте и русскими художественными материалами не противоречит, а скорее подтверждает предположение о том, что картина создана ( или хотя бы начата) Никитиным в тот самый первый год за границей, год в Венеции. Простой русский человек, профессиональный художник, Иван Никитин не мог не взять запасливо с собой художественные материалы, отправляясь впервые - и первым из русских художников - в совершенно неведомую страшноватую московиту Европу. (Где их там сразу добудешь, эти материалы, да и по какой цене. Могла ими снабдить пенсионеров на первое время и казна. К примеру, в счетах Андрея Матвеева строка расходов на "художественные инструменты" появилась лишь на четвёртом году его пенсионерства в Голландии.)77

К работе над этой картиной он мог возвращаться и в дальнейшем - во Флоренции или даже после возвращения в Россию. Вряд ли потом он с ней расставался, - понимая всю свою удачу в этом холсте, храня её, как воспоминание о короткой, самой удивительной и счастливой поре своей жизни.

Яндекс.Метрика
В.П. Головков © 2014