6. Петровский альбом (с. 67-70)
В виду особой важности Петровского альбома для нашей темы, остановимся на нём подробнее.
Это - фолиант размером 370х510 мм. Кожаный переплёт с золотым тиснением на корешке и с заглавием в квадратном медальоне "Antiche di Roma" не соответствует содержанию, возможно, просто "попался под руку". Рисунки выполнены пером и акварелью, чёрной во всех случаях, и лишь на первых двух листах добавлены розовая и жёлтая краски. На каждом листе тушью нанесены надписи, обозначавшие сюжет и имя мастера, изваявшего памятник59.
Рисунки в альбоме отличаются рядом странных особенностей. С.О.Андросов отмечает: "Довольно точно передавая позы, драпировки, атрибуты, рисовальщик каждый раз удивительным образом преображал оригинал, стилизуя его в своей манере. Она отличается редким сочетанием примитивизма со своеобразной виртуозностью и экспрессией в передаче лиц"60.
По поводу этих лиц мы бы считали необходимым добавить следующее.
Нельзя не видеть, что на очень многих рисунках альбома у женских фигур и бюстов практически одно и то же лицо, "греческий" нос без переносицы и характерный рисунок нижней части лиц, особенно изображённых в профиль или в полоборота (Рис. 21 - 31). Тот же тип лица даже у безбородого "Аполлона" - к бюсту Орацио Маринали61 (Рис. 27). (Этого нельзя сказать о всех лицах соответствующих мраморных бюстов).
Рис. 30 Д.Торретто. Венера. | Рис. 31 Г.Мейринг. Зефир.... |
То же лицо на рисунках Петровского альбома к работам Джузеппе Торретто "Диана" и "Нарцисс", и "Адоне и Венере"62.
Мы отмечали выше ещё одну странную особенность: наличие в альбоме "инвертированных" рисунков. Все эти особенности стали бы понятнее, если сделать следующие предположения.
1. Набор рисунков, которые Рагузинский привёз Петру I во Францию, комплектовался в большой спешке.
2. В него были включены рисунки, сделанные на разных, причём начальных, этапах работы венецианских скульпторов.
3. Они были в срочном порядке собраны, завершены и "ретушированы" одной рукой перед самой отправкой.
В рамках нашей темы такие предположения имеют важное значение, и их следует обосновать.
На спешку в подготовке набора рисунков прямо указывает тот факт, что были расцвечены только два первых листа альбома. Сам факт срочности в подготовке и комплектации набора рисунков можно установить из имеющихся документальных свидетельств. Прежде всего отметим, что поездка Рагузинского к Петру I во Францию, где он передал царю альбомные рисунки, не предусматривалась. Он пустился в путь по внезапному и срочному вызову Петра I, чья нетерпимость к промедлениям и неусидчивость на одном месте были хорошо известны.
Этот вызов Рагузинскому содержался в письме ему царя из Амстердама от
15 февраля 1717 года: "Я великую нужду имею до тебя, чтоб мне словесно с тобою переговорить, понеже писать о том невозможно, а понеже я чаю, что буду во Франции, того ради приезжай туды"63.
С.О.Андросов указывет на наиболее вероятную причину срочного вызова Рагузинского во Францию. Там его племянник, Ефим Владиславич, попал в долговую тюрьму. В уже упомянутом письме Петру I из Парижа от 6 апреля Рагузинский сообщал, что он "с немалым трудом освободил из турме и долгов.." племянника64.
Сопоставим даты. Рагузинский получил в Венеции письмо с вызовом Петра I из Амстердама от 15 февраля - к концу февраля. Уже к началу апреля он был в Париже, улаживая дела родственника. Учитывая продолжительность переездов в начале XVIII века, не трудно вычислить, что на все сборы, приведение в порядок его многочисленных дел в Венеции, включая комплектацию рисунков по скульптуре, ушло не более двух-трёх недель. Неожиданный срочный вызов Петра I не был связан с работой Рагузинского по заказу скульптуры, поэтому "презентация" Петру I альбомных рисунков не готовилась заранее. Рагузинский брал с собой рисунки "попутно", для отчёта - со случившейся оказией. Следовательно, "альбом" готовился в спешке. Далее, наличие инвертированных рисунков показывает, что рисунки в "альбоме" были сделаны не с готовых уже вещей, они, скорее, представляют собой предварительные наброски на стадии первоначальных проб и выбора скульптором окончательного пластического решения. На таком этапе работы скульптора для него ещё не существенен тип лица будущей скульптуры, его конкретные черты ещё не фиксируются. Когда мастер размышляет ещё только над концепцией скульптуры, идеей композиции, создаёт первые модели в глине или воске, на набросках наблюдателя может не быть изображены лица персонажей. Но они должны были быть нарисованы при спешной подготовке альбома.