Живописец Иван Никитин
Сайт историка искусства
Головкова Владимира Павловича
ДОКУМЕНТЫ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
КОНТАКТЫ

7. Об авторе рисунков Петровского альбома (с. 70-71)

Теперь перейдём к вопросу об авторе рисунков Петровского альбома 1717 года. С.О.Андросов цитированное выше суждение о том, что автор преображал оригинал, стилизуя его в своей манере, продолжает фразой: "Поэтому автором рисунков не мог быть, например, ни один из русских учеников живописи, находившихся в то время в Венеции"65. С этим можно согласиться, если не считать Ивана Никитина обычным учеником.

Продолжая обсуждать гипотезу об авторстве этих рисунков кого-либо из русских художников, находившихся в ту пору в Венециии и располагавших свободным временем, С.О.Андросов пишет: "В пользу такого предположения говорят по крайней мере два аргумента: во-первых, кажущийся примитивным стиль, в котором исполнены рисунки альбома 1717 года, и, во-вторых, неточные и искажённые имена художников и названия сюжетов, написанные по-итальянски.66

Тем не менее, С.О.Андросов в итоге считает, что рисунки, чья манера - "не примитивная, а скорее нарочито упрощённая, отнюдь не лишённая своебразной бравады", созданы каким-то венецианским автором. Он аргументирует это тем, что "в начале XVIII века в Венеции должна была уже существовать "лубочная традиция, ориентированная главным образом на туристов..."67.

Но к моменту поездки Рагузинского во Францию все скульптуры, рисунки с которых скомпанованы в "альбом", как известно, либо были уже завершены , либо, к весне 1717 года, находились в высокой степени готовности. Если бы "лубочному" венецианскму рисовальщику был сделан срочный заказ на рисунки со скульптур, то у него не было бы никакой надобности или возможности создавать "инвертированные" рисунки. Повторим, их наличие, как и одно и то же лицо на многих рисунках, указывает на то, что они представляют собой скорее наспех откорректированные наброски, сделанные на начальном этапе работы скульпторов.

Вряд ли итальянский создатель "лубков" присутствовал в мастерских скульпторов на этих ранних этапах. А вот Иван Никитин должен был интересоваться как раз начальным этапом - до перехода скульптора к работе с материалом. Всё сказанное делает, на наш взгляд, весьма вероятным предположение, что альбом скомпанован из набросков именно Ивана Никитина

Яндекс.Метрика
В.П. Головков © 2014