Живописец Иван Никитин
Сайт историка искусства
Головкова Владимира Павловича
ДОКУМЕНТЫ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
КОНТАКТЫ

Глава 5. Портреты супругов Голицыных (с. 169-205)

1. Пути дальнейших исследований (с. 169-170)

Подведём некоторые промежуточные итоги. В предыдущих главах мы аргументировали следующие тезисы.

1. Обнаруженная картина на холсте "Венера, раненная стрелой Амура" принадлежит Ивану Никитину.

2. Доска "Венера и Амур" в ГРМ является "усечённой" копией этой картины.

3. Автором копийной картины на доске "Венера и Амур" действительно является Андрей Матвеев.

Естественно ожидать, что принятие этих трёх тезисов будет иметь разнообразные и далеко идущие следствия, возникнет целый ряд новых вопросов. Но одно обстоятельство стало уже очевидным. Картины на доске и холсте прочно "связывают" имена этих двух художников. Они обозначают их взаимодействие уже и в художественно - творческом плане. Именно эта связь представляет для нас основной интерес.

В Главах 2 и 3 нашей работы мы постарались мысленно оказаться рядом с Иваном Никитиным в Венеции в 1716 - 1717 годах, затем во Флоренции 1717 - 1719 годов. События в жизни Ивана Никитина в интервале времени между его возвращением в Россию в 1720 году и августом 1727 года, когда в Петербург прибыл Андрей Матвеев, были с возможной полнотой изучены С.О.Андросовым и другими исследователями. Следы "пересечения" этих живописцев логично искать на следующем отрезке жизненного пути Ивана Никитина, от августа 1727-го до момента ареста живописца в 1732 году. Посмотрим, каковы основные вехи биографий обоих художников в эти годы.

События в жизни Ивана Никитина 1727 - 1731 годов документированы весьма слабо. Его последняя датированная работа "Портрет барона Строганова", как помним, была написана в 1726 году. Есть основания предполагать, что в 1727 - 1731 годах он был поглощён прежде всего семейными проблемами. Их нам предстоит рассмотреть со всем вниманием в следующей главе.

Что касается Андрея Матвеева, то 1727 - 1729 годы отмечены портретами супругов Голицыных 1728 года, безусловно атрибутируемыми этому художнику, и руководством работами по декоративному убранству Петропавловского собора.

С начала 1730 года происходили события, определившие дальнейшую жизнь Андрея Матвеева. 15 января 1730 года в прошении в Канцелярию от строений он заявил претензию на то, чтобы стать живописным мастером и возглавить де-юре живописную команду Канцелярии. Соответствующее решение было принято генералом У.А.Сенявиным, главой Канцелярии, лишь 14 июня 1731 года. А.Матвеев официально возглавил знаменитую живописную команду, предтечу российской Академии художеств.

Опираясь на куда более полную документальную базу по А.Матвееву, чем по И.Никитину, мы попытаемся отыскать следы их творческого взаимодействия. Начнём с истории создания А.Матвеевым портретов супругов Голицыных в 1728 году.

Яндекс.Метрика
В.П. Головков © 2014