2. Портреты супругов Голицыных в эталонном ряде А.Матвеева (с. 170)
Факт существования холста "Венера, раненная стрелой Амура" позволяет, как нам представляется, несколько иначе, чем принято, взглянуть и на некоторые другие картины эталонного ряда Андрея Матвеева, помимо доски "Венера и Амур" в ГРМ.
Вернёмся ещё раз к этому эталонному ряду, как его сформировали Т.В.Ильина и С.В.Римская-Корсакова в монографии "Андрей Матвеев" 1984 года. (В дальнейшем - "авторы монографии").
"Из наследия же Матвеева мы знаем сегодня всего лишь одну подписную аллегорическую картину (штудийная «Аллегория живописи» – Авт.), два портрета с надписью о его авторстве на дублировочных холстах и автопортрет с женой, атрибуция которого Матвееву имеет достаточно давнюю историческую традицию. К этому добавляются приписанные ему в разное время произведения - их всего восемь. Из этих восьми картин, по мнению авторов настоящей монографии, за Матвеевым могут быть оставлены лишь две: "Венера и Амур" и Петр I из Эрмитажа."1
В предыдущей главе мы обсудили, каким образом обнаружение упомянутого холста может повлиять на общепризнанную историю создания доски "Венера и Амур" в ГРМ. Теперь обратим внимание на другие члены эталонного ряда Матвеева: на "два портрета с надписью о его авторстве на дублировочных холстах". Авторы монографии имели ввиду портреты князя И.А. Голицына и его супруги А.П. Голицыной, урождённой княжны Прозоровской.
Какими объективными фактами и свидетельствами по поводу этих работ располагали авторы монографии? Их всего несколько2.
1. Портреты, несомненно, парные. Они имеют примерно одинаковые размеры (83,5х67 и 84х67 соответственно) и одинаковые надписи на дублировочных холстах -
" Андрей Матвеевъ 1728 году ".
2. Оба портрета в настоящее время находятся в собрании Голицыных в Москве. (Илл. XV в галерее сайта).
3. В начале XX века они входили в собрание князя Александра Михайловича Голицына в имении "Петровское" Звенигородского уезда Московской губернии.