15. Женский портрет написал другой художник? (с. 194-196)
Нельзя не согласиться со следующим тезисом авторов монографии.
"Если признать, что мужской портрет написан на год раньше (женского портрета - В.Г.) - в 1727 году (как сказано в каталоге Таврической выставки), то это вряд ли может объяснить и технологическую и художественную разницу между портретами".55
Мы принимаем, что женский портрет был написан действительно в 1728 году, как гласит надпись на обороте его холста, но выдвигаем предположение, что не А.Матвеевым, а другим художником.
Но тогда надо искать объяснение причин, по которым эта часть заказа могла быть передана другому портретисту. Как следует из существенного отличия рентгенограммы и видимого на женском портрете образа, замена мастера произошла, возможно, на некотором промежуточном этапе работы над этим портретом, когда второй мастер предпочёл начать женский портрет заново.
Как нам представляется, такое объяснение существует. Мы знаем, что в начале 1728 года положение Андрея Матвеева резко изменилось. Он, наконец, вошёл в штат Канцелярии от строений - ему был определён оклад. Глава Канцелярии от строений суровый генерал-майор Ульян Сенявин, брат героя Гангута вице-адмирала Наума Сенявина, был нетерпим в вопросах иерархии и дисциплины. (Мы ещё вернёмся в Главе 7 к характеристике генерала). Он, например, не постеснялся раздражённо потребовать даже от иноземца, именитого Луи Каравакка объяснений по поводу его задержки в Москве, ведь тот получал содержание от Канцелярии от строений! Со "своими" поступали гораздо круче. Например, в марте того же 1728 года Иван Одольский, попытавшийся выехать по важному поручению Синода в Москву, был просто посажен "за караул".
С начала 1728 года Матвеев стал "казённым" человеком. Как указывают авторы монографии, "живописцы и все мастеровые, с которыми работал Матвеев в Канцелярии, были по своему положению полукрепостными-полусолдатами".56
Несомненно, в начале 1728 года в подобном положении оказался и А.Матвеев. Вряд ли он мог решиться испрашивать и, тем более, получить разрешение генерала У.А.Сенявина на продолжение работы над большим частным заказом, да ещё в такой ответственный период в строительстве Петропавловского собора. К этому времени Д.Трезини и М.Г.Земцов завершили там основные строительные работы, настало время приступать к его живописному оформлению. Кто-то должен был для начала продумать и составить общий план живописного и декоративного убранства главного собора столицы.57
Эта большая работа была завершена уже к маю 1728 года, когда Канцелярия послала в Синод на утверждение реестр предлагаемых изображений и их расположение.58 В ней, несомненно, самое большое участие принимал Андрей Матвеев. Ведь, напомним, единственный живописный мастер Канцелярии от строений - Л.Каравакк - в декабре 1727 года отбыл в Москву, и надолго, до 1732 года.
Ответ Синода пришёл в июле и тотчас же художники приступили к работе. Смотреть за живописью собора было поручено Андрею Матвееву.59
Вот такой крутой поворот в жизни А.Матвеева в начале 1728 года и мог вынудить его оставить незаконченной работу над портретами Голицыных.
Конечно, можно было бы рассмотреть и другую возможную причину прекращения А.Матвеевым работы над заказом. Быть может, оно было вызвано отъездом супругов Голицыных на коронацию в Москву в январе 1728 года? Тогда портрет А.П.Голицыной мог в Москве выполнить Л.Каравакк, (но опять - таки никак не оставшийся в Петербурге Андрей Матвеев). Однако, авторство Л.Каравакка представляется крайне маловероятным. Дело не только в том, что известные работы марсельца не дают оснований считать, что он был в принципе способен на создание вещи такой психологической глубины.
Маловероятно само путешествие престарелых супругов Голицыных в Москву. Княгиня А.П.Голицына в свои 63 года уже не была придворной шутихой. Она не могла отправиться на коронацию без своего супруга. А князю Ивану Алексеевичу шёл семидесятый год. Даже на парадном портрете работы А.Матвеева видно, насколько он дряхл (Илл. XV в галерее сайта). Оба супруга проживут ещё чуть более года. Вряд ли престарелые и не бывшие в фаворе при дворе Петра II супруги Голицыны пустились вслед за двором в трудное зимнее путешествие в Москву на коронацию. Тогда все думали, что двор не задержится в Москве, значит, предстояла вскоре и обратная дорога. По тем временам тряское путешествие в Москву из Петербурга в лучшем случае занимало неделю.
По этим соображениям следует принять, что работа над женским портретом также была завершена в Петербурге.
Ещё раз зададимся важнейшим вопросом: кто из находившихся в тот момент в Петербурге портретистов, обладающих мастерством, соответствующим уровню живописи женского портрета, мог продолжить работу над заказом? Представляется, что только Иван Никитин.
Но не отправился ли и он, придворный художник, единственный в то время гофмалер, в Москву на коронацию, как и Л.Каравакк? Этот важнейший для нашей темы вопрос освещался в литературе крайне противоречиво и потому требует самого пристального изучения.
Двор отправился в Москву 8 января 1728 года. Там 24 февраля состоялась коронация Петра II.