Живописец Иван Никитин
Сайт историка искусства
Головкова Владимира Павловича
ДОКУМЕНТЫ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
КОНТАКТЫ

18. Кто написал портрет А.П.Голицыной? (с. 202-203)

Резюмируем изложенные факты и предположения.

1. По прибытии в Петербург в начале августа 1727 года А.Матвеев оказался в чрезвычайно сложном положении, без средств - вплоть до конца этого года.

2. Поскольку с челобитной на имя императора о назначении ему, наконец, оклада А.Матвеев обратился только в середине декабря, он располагал какой-то поддержкой. Наиболее вероятная кандидатура доброжелателя - бывший "заморский" пенсионер Иван Никитин.

3. По всей вероятности, в ноябре-декабре 1727 года А.Матвеев получил крупный частный заказ на семейные парные парадные портреты супругов князей Голицыных. Доверить такую работу только что прибывшему молодому неизвестному художнику, мастерство которого "свидетельствовал" Л.Каравакк с существенными оговорками, можно было, вероятно, только по авторитетной профессиональной рекомендации какого-то известного портретиста. Осенью 1727 года в Петербурге такой фигурой был гофмалер, «персонных дел мастер» Иван Никитин.

4. Мужской и женский портреты столь сильно отличаются по всем параметрам, что наиболее логичным является предположение о различных авторах этих вещей.

5. Работу над заказом А.Матвеев начал, конечно, с портрета главы дома - князя И.А.Голицына. Возможно, он её продолжил, приступив к созданию женского портрета. Затем эта работа была, по всей вероятности, передана другому художнику, зрелость и уровень мастерства которого существенно выше.

6. Отказ А.Матвеева от завершения работы над заказом трудно объяснить иначе, как невозможностью её продолжения. С началом нового, 1728 года его положение радикально изменилось. С определением оклада в Канцелярии от строений он де-юре стал казенным живописцем. Это совпало с завершением строительства Петропавловского собора и подготовкой обширного фронта работ по его декоративному и живописному оформлению. Как известно, А.Матвеев сразу оказался погружённым в эти работы.

7. Зимой - весной 1728 года Иван Никитин был в Петербурге, а не в Москве.

8. В эти месяцы в Петербурге был только один портретист, талант которого мог позволить создать столь глубокое произведение, как портрет А.П.Голицыной. Им был Иван Никитин.

9. Нет свидетельств о том, что в указанные месяцы гофмалер И.Никитин был занят выполнением какого-либо заказа двора, так что он имел возможность прийти на помощь А.Матвееву, взяв на себя завершение заказа.

Таким образом, мы пришли к следующему основному тезису. Если мужской портрет И.А.Голицына был написан в конце 1727 года Андреем Матвеевым, то женский портрет А.П.Голицыной был создан, вероятно, Иваном Никитиным в зимой - весной 1728 года.

Но если эта наша гипотеза верна, то откуда взялась традиция атрибуции обоих портретов одному А.Матвееву, несмотря на существеннейшие художественные различия, в том числе в уровне мастерства, - при несомненной парности портретов?

Нам кажется, что есть весьма вероятное и очень простое объяснение этому факту. Оно кроется в том, сколь по-разному сложился дальнейший жизненный путь обоих художников. Андрей Матвеев к моменту своей преждевременной кончины в 1739 году достиг вершины успеха и признания. Конец жизни Ивана Никитина был, как известно, трагическим.

Как мы ранее предполагали, начало традиции атрибуции А.Матвееву обоих портретов, скорее всего, положил сын изображённых лиц - Фёдор Иванович Голицын, благополучно переживший трудное и опасное время царствования Анны Иоанновны.

Кем был в его представлении Иван Никитин? Государственным преступником, позорно битым кнутом и сосланным навечно в Сибирь, узником Петропавловской крепости с 1732 года, а через 5 лет исчезнувшим навсегда из Петербурга.

Другое дело уважаемый художник Андрей Матвеев, которому изначально был выдан заказ на оба парных портрета, о чём, вероятно, в те времена сохранялась соответствующая роспись в расходных книгах Голицыных (мог быть выдан аванс на материалы).

Память о нём поддерживал его сын Василий Матвеев - вплоть до первого десятилетия следующего века. (В.А.Матвеев умер 25 октября 1811 года). Именно Андрей Матвеев почитался в те времена первым русским художником европейского уровня. Достаточно указать, что в самой ранней достойной внимания публикации о художниках А.Матвееве и И.Никитине - ректора живописи И.А.Акимова в "Северном вестнике" 1804 года - Ивану Никитину уделено куда более скромное внимание, чем Андрею Матвееву.

Яндекс.Метрика
В.П. Головков © 2014