19. Другой взгляд на портрет А.П.Голицыной (с. 203-204)
Если принять нашу гипотезу об авторстве Ивана Никитина портрета А.П.Голицыной, то можно попытаться взглянуть на эту известную работу с несколько иной, чем общепризнанная, точки зрения.
Значение обнаружения холста Никитина "Венера, раненная стрелой Амура" не только, а главное, не столько в том, что это первая обнаруженная не портретная работа художника. Самое существенное в том, что она позволила открыть совершенно новую и удивительную способность Никитина раскрыть и развернуть сложный сюжет на одном холсте, где всё - фон, облака за головой Венеры, одежды, выражения лиц, позы не случайны, наполнены символическими смыслами, развивающими сюжет.
Если взглянуть на портрет Голицыной с этих позиций, то окажется, что перед нами не облик приосанившейся незнакомой натуры, увиденный художником в сей момент, - как в портрете её супруга кисти Матвеева. Нет, подобно тому, как в картине "Венера, раненная стрелой Амура" художник разворачивает сложный овидиев сюжет, в портрете А.П.Голициной перед нами раскрывается история трудной, изломанной жизни персонажа. Тогда исчезнет противоречие горделиво вскинутой головы урождённой княжны Прозоровской из рода Рюриковичей, из древних ярославских князей, супруги князя Голицына из рода Гедиминовичей, - и угрюмого лица простолюдинки. Растаптывал царь Пётр старинные роды. Превратил княгиню Голицыну в пьяную бабу-шутиху, "князь-игуменью" "Всепьянейшего сумасброднейшего собора".
Её судьба - чересполосица. Зацепило её дело царевича Алексея в 1718 году, была она публично бита батогами на Москве. Но расступились на портрете княгини грозные красноватые тучи, показалось синее небо. Была она прощена, пожалован ей нагрудный портрет в алмазах с ликом государя. И снова пошло всё набекрень, как тот самый лик царя на груди княгини на портрете: снова стала она шутихой при царице.
Посмотрим ещё раз на портрет княгини: как будто довлеет над ней когтистая лапа судьбы - как скрюченные складки коричневого плаща на её левом плече. Вульгарна зелёная лента - в центре, на груди, она стягивает концы наползающего снизу и сверху тяжёлого плаща - капкана.
Для создания изображения такой силы и достоверности одного таланта художника, вероятно, было бы не достаточно. Он должен был давно знать княгиню, наблюдать её. Знать русскую знать, мочь оценить пропасть её падения в петровские годы, что было дано только зрелому и обязательно русскому художнику.
Под силу ли это недавно вернувшемуся молодому Андрею Матвееву, покинувшему родину ещё подростком? А вот Иван Никитин не мог не знать княгиню, не наблюдать её с давних пор.
С.О.Андросов одной из глав своей книги "Живописец Иван Никитин" дал название "Рядом с Петром Великим". Это было действительно так - с 1720 года до самой смерти государя. А потому и мог Иван Никитин если не присутствовать на тех всепьянейших соборах, то хотя бы наблюдать их издали. Выполнил же он портрет "главного священника" шутовского собора Иоанна Хрисанфова - попа Битки, другого знаменитого участника сумасброднейших сборищ.91
Полные данные о подробных и глубоких исследованиях технико-технологических характеристик находящегося в частном собрании женского портрета - если таковые исследования на современном уровне вообще проводились - не опубликованы.
Но даже известные характеристики женского портрета - наличие пастозных участков живописи, петлеобразный мазок на кончике носа, очевидное и существенное отличие рентгеновского изображения от видимого92, красный цвет грунта совершенно не свойственны работам А.Матвеева.
Они более соответствуют творческому почерку Ивана Никитина.
Поскольку живопись на рентгенограмме женского портрета плохо видна, а опубликованные фотографии покрытого старым лаком холста не обладают достаточной чёткостью и разрешением, невозможно отметить наличие (или отсутствие) в тех или иных местах живописи характерного диагонального мазка Никитина щетинной кистью. Фотографирование холста в косом свете, быть может, выявило бы этот мазок.